РП НОО ИЗО

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:


Федеральный Закон

от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;


Закон Республики Карелия от 20.12.2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»



Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями,
внесенными приказом Минобрнауки РФ от 22.09 11 №2357);


Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10;



Приказа МО РК «О внесении изменений в республиканский базисный учебный
план для образовательных учреждений Республики Карелия № 352 от
23.06.2011 года



Приказа МО РК «О внесении изменений в республиканский базисный учебный
план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих
программы начального общего образования» № 126 от 22.02.2012 года;



Авторской программы Т.Я Шпикаловой, Л.В. Ершовой , Г.А. Поровской , А.Н.
Щировой и др. Изобразительное искусство. Программа для 1-4 классов
общеобразовательной школы.



Учебного плана МБОУ «Лицей №1»;

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию в искусстве и через искусство;

_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и
общества;
_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой

деятельности,

разными

художественными

материалами;

совершенствование эстетического вкуса.
Общая характеристика курса
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный
характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:
«Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы
искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного
деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного
материала, второй блок даѐт инструментарий для его практической реализации, третий
намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики
заданий, четвѐртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребѐнок может
получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но
раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностноориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют
почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение
задач начального художественного образования и воспитания.

Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной
школы отводится по 1 ч в неделю, всего — 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовнонравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребѐнка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и
явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребѐнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного
опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям,
природе, науке, искусству и культуре
в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении
искусству диктует необходимость для ребѐнка экспериментирования с разными
художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания
выразительного

образа.

Разнообразие

художественных

материалов

и

техник,

используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному
творчеству.

Содержание курса. Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир
природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и
разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся
представители

изобразительного

искусства

народов

России

(по

выбору).

Ведущие

художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)
и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового
искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни
человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.
д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные
черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор
средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы).
Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,
выраженная средствами скульптуры.
Художественное

конструирование

и

дизайн.

Разнообразие

материалов

для

художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание,

вырезание).

Представление

о

возможностях

использования

навыков

художественного

конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,
сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и
женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (Удмуртии).

Азбука искусства
Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в
композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,тѐмное и светлое,
спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное
и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и
чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы
предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объѐм. Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма. Выразительность
объѐмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий,
пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача
движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера
и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в
различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование
различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих
природу ( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и
эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека
в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней,
танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ
защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ
современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и
художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы
персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных
художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и
выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального

окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций,
религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и
оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение

основ

рисунка,

живописи,

скульптуры,

декоративно-прикладного

искусства.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,
растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом,
объѐмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками
лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке,
живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства,
линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных
техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной
мультипликации, фотографии, видеосъѐмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства, выражение своего отношения к произведению

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная

программа

обеспечивает

достижение

личностных,

метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной

принадлежности,

формирование

ценностей

многонационального

российского общества; становление гуманистических демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,

передачи

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной
прикладной

деятельности

деятельности,

(рисунке,

живописи,

художественном

скульптуре,

конструировании),

декоративноа

также

в

специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Тематическое планирование
УМК «Школа России»
1 класс
№

Тема

1.
2.
3.
4.

Ты учишься изображать
Ты украшаешь
Ты строишь
Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу
Итого:

Количество
часов
8
9
10
6
33

2 класс
№
1.
2.
3.
4.

Тема
Чем и как работает художник
Реальность и фантазия
О чем говорит искусство
Как говорит искусство

Итого:

Количество
часов
8
7
11
8
34

Итого:

Количество
часов
8
7
10
9
34

Итого:

Количество
часов
8
7
11
8
34

3 класс
№
1.
2.
3.
4.

Тема
Искусство в твоем доме
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей

4 класс
№
1.
2.
3.
4.

Тема
Истоки родного искусства
Древние города нашей земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция
Изобразительное искусство. Рабочие программы.
1-4 классы. - М.:
Просвещение (Т. Я. Шпикалова).
Учебники

1. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобразительное искусство. 1 класс;
2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобразительное искусство. 2 класс;
3. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобразительное искусство. 3 класс;
4. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова,
Изобразительное искусство. 4 класс.
Творческие тетради

1. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н.
Щирова, Н. Р. Макарова.
Изобразительное искусство. Творческая
тетрадь. 1 класс;
2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н.
Щирова, Н. Р. Макарова.
Изобразительное искусство. Творческая
тетрадь. 2 класс;
3. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н.
Щирова, Н. Р. Макарова.
Изобразительное искусство. Творческая
тетрадь. 3 класс;
4. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н.
Щирова, Н. Р. Макарова.
Изобразительное искусство. Творческая
тетрадь. 4 класс.
Методические пособия

1. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова,
Изобразительное искусство. 1 класс.
Методическое пособие. Пособие для
учителей общеобразовательных
учреждений (рекомендации к проведению
уроков изобразительного искусства в 1
классе);

В программе определены цели и задачи курса
«Изобразительное искусство»; рассмотрены
подходы к структурированию учебного
материала; представлены результаты
изучения предмета, основное содержание
курса, тематическое планирование с
характеристикой основных видов
деятельности учащихся; описано
материально-техническое обеспечение.

2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобразительное искусство. 2 класс.
Методическое пособие. Пособие для
учителей общеобразовательных
учреждений (рекомендации к проведению
уроков изобразительного искусства во 2
классе);
3. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова,
Изобразительное искусство. 3 класс.
Методическое пособие. Пособие для
учителей общеобразовательных
учреждений (рекомендации к проведению
уроков изобразительного искусства в 3
классе);
4. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова,
Изобразительное искусство. 4 класс.
Методическое пособие. Пособие для
учителей общеобразовательных
учреждений (рекомендации к проведению
уроков изобразительного искусства в 4
классе).

Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и
образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения.
Технические средства обучения
Аудиторная доска.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Ксерокс.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом
стульев. Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания
иллюстративного материала.

В соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(81459) 7-17-78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».