РП НОО Технология

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:










Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Закон Республики Карелия от 20.12.2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями,
внесенными приказом Минобрнауки РФ от 22.09 11 №2357);
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10;
Приказа МО РК «О внесении изменений в республиканский базисный учебный
план для образовательных учреждений Республики Карелия № 352 от
23.06.2011 года
Приказа МО РК «О внесении изменений в республиканский базисный учебный
план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих
программы начального общего образования» № 126 от 22.02.2012 года;
Программы Н. И. Роговцевой и С.В. Анащенковой
«Технология .
Программы.1-4 классы. Предметная линия учебников «Перспектива». Пособие
для учителей общеобразовательных учреждений». Москва: Просвещение, 2011
Учебного плана МБОУ «Лицей №1»;

ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В
современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения
технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир
технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто
формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной
школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный
предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных
действий. В нѐм все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в
задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи,
возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов
решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и,
значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет
школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий
на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чѐткое создание
алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий
любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание не только даѐт ребѐнку представление о технологическом процессе как
совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил,
требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как
использовать эти знания.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего
развития ребѐнка, становления социально значимых личностных качеств, а также
формирования системы специальных технологических и универсальных учебных
действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
 приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

 приобретение первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;
 формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Задачи курса:
 духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и
социально-исторического опыта человечества, отражѐнного в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы
через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с
современными профессиями;
 формирование
идентичности
гражданина
России
в
поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремѐслами народов России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
 формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира
через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его
единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления
технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
 развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности
на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и
системой ценностей ребѐнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к
действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
 формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование
(умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач),
прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о
технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;
— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
(умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со
своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе
обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в
правильности выбранного способа и т. д.);
— первоначальных
конструкторско-технологических
знаний
и
техникотехнологических умений на основе обучения работе с технологической
документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии
изготовления изделий, освоения приѐмов и способов работы с различными
материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники
безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных
источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся
информации, а также навыков использования компьютера;
— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации
проектов.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль,
так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика уроков курса состоит в
том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметнопрактической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте

необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального
развития (в том числе и абстрактного мышления).
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в
образовательный
процесс
различных
структурных
компонентов
личности
(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в
их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления
психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным
предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически
со всеми предметами начальной школы.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Основной формой организации учебного процесса является урок. Отличительной
особенностью программы можно считать сочетание традиционных и нетрадиционных
методов обучения. При реализации рабочей программы используются активные формы
обучения, фронтальная форма деятельности (всем классом), групповая форма
деятельности (работа в парах, бригадах, по рядам), индивидуальная форма деятельности.
Технологии обучения: традиционные с элементами дифференциации, игровые
технологии.
Виды учебной деятельности, направленные на развитие ключевых компетенций
учащихся:
Программа предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности.
Каждая тема требует освещения учителем разнообразной информации. Это может
быть: объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседа.
Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами
(ножницы, шило, игла) и материалами (клей, пластилин, семена). В силу возрастных
особенностей, младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники
безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами и
материалами в их практическом применении.
Лабораторные работы позволят детям освоить каждую тему в полном объеме,
узнать основные свойства изучаемого материала, продиктованные технологией его производства или природными особенностями.
Нередко в ходе урока учащиеся проводят такой вид работы, как эксперимент. Для
ребенка выполнение лабораторной работы – уже экспериментирование, но иногда для
заострения внимания на особо важных моментах применяется именно эта терминология.
Проводя эксперимент, ребенок в таких случаях строит предположение (гипотезу), которое
затем подтверждается или опровергается, и делает вывод.
Практические работы помогут пошагово отработать каждый новый прием и
навык до изготовления поделок. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической
работы материалы (пластилин, бумага, листья) почти всегда используются в
индивидуальных поделках, коллективных работах, играх и фокусах.
Игра, как ведущая деятельность младшего школьника – органичная часть
запланированной работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные
этапы работы. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру,
учитель придает игре нужное направление.

Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
• системно-деятельностный подход — обучение на основе реализаций в образовательном
процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние
умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних,
материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.
Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
• теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов
деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и
навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс
развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса
технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в
воздухе и в' информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель
духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на
основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических
знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника —
«Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация», В программе как
особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство
для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать
технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На
уроках реализуется принцип; от деятельности под контролем учителя к самостоятельному
выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится - практическим работам, при выполнении которых
учащиеся:


знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы
и инструменты;



овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы):
разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;



знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку при обработке сырья и создании предметного мира;



знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении
работы;



учатся экономно расходовать материалы;



осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи,
составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять
обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);



учатся преимущественно конструкторской деятельности;



знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях
гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности,
изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов
дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и
моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных
алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации
также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями
«Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми
реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный
материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются;
дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует
целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практикоориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в
интеллектуально-практической деятельности младших 'школьников и создаёт условия для развития
их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения
ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые
средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной
деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в
коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и
закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные
практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего
школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В
программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что
позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим
миром» Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное
изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым
источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в
процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства,
математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при
изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами.
Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в

готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из
которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных
ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами
охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение
этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета
«Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического,
духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации
развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной, школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч
— в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом
классе).

Планируемые результаты изучения учебного предмета
1 класс
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):


роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой
деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;



отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о
разнообразных предметах рукотворного мира;



профессиях близких и окружающих людей.

Учащийся будет уметь:


обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их);



соблюдать правила гигиены труда.

Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической
деятельности.
Учащийся будет знать:


общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон,
ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);



последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка,
отделка);



способы разметки («на глаз», по шаблону);



формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;



клеевой способ соединения;



способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;



названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений
(шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Учащийся будет уметь:


различать материалы и инструменты по их назначению;



качественно выполнять операции и использовать верные приѐмы при изготовлении
несложных изделий:
1. экономно размечать по шаблону, сгибанием;
2. точно резать ножницами;
3. соединять изделия с помощью клея;
4. эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией,
прямой строчкой;



использовать для сушки плоских изделий пресс;



безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);



с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль
с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.

Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать о:


детали как составной части изделия;



конструкциях разборных и неразборных;



неподвижном клеевом соединении деталей.

Учащийся будет уметь:


различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;



конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку.
Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:


положительно относиться к учению;



проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;



принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и
сверстников;



чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;



самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);



чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных,
друзей, других людей, себя;



бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;



осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и
негативные последствия деятельности человека;



с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;



под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и
образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Учащийся научится:


принимать цель деятельности на уроке;



проговаривать последовательность действий на уроке;



высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;



объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и
инструментов;



готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания
материалы и инструменты;



выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на
образцы, рисунки учебника;



выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;



совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей
деятельности на уроке.
Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:


наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир
ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и

окружающего

мира,

конструкторско-технологические

и

декоративно-

художественные особенности предлагаемых изделий;


сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых
изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по
общему

признаку

(конструкторскому,

технологическому,

декоративно-

художественному);


анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;



ориентироваться в материале на страницах учебника;



находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце
учебника);



делать выводы о результате совместной работы всего класса;



преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия,
художественные образы.

Коммуникативные УУД
Учащийся научится:


слушать

и

слышать

учителя

и

одноклассников,

совместно

обсуждать

предложенную или выявленную проблему

2 класс
Предметные результаты
Общекультурные

и

общетрудовые

компетенции.

Основы

культуры

труда.

Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):


элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство,
эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);



гармонии предметов и окружающей среды;



профессиях мастеров родного края;



характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Учащийся будет уметь:


самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;



готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать
порядок во время работы, убирать рабочее место;



выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности;



самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту
в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какое мнение принять — своѐ или другое, высказанное в ходе
обсуждения;



применять

освоенные

графические,

знания

и

конструкторские)

в

практические

умения

самостоятельной

(технологические,

интеллектуальной

и

практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической
деятельности.
Учащийся будет знать:


обобщѐнные названия технологических операций: разметка, получение деталей из
заготовки, сборка изделия, отделка;



названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;



происхождение натуральных тканей и их виды;



способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные
материалы;



основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;



линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия
сгиба) и приѐмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертѐжных
инструментов;



названия, устройство и назначение чертѐжных инструментов (линейка, угольник,
циркуль).

Учащийся будет уметь:


читать простейшие чертежи (эскизы);



выполнять экономную разметку с помощью чертѐжных инструментов с опорой на
простейший чертѐж (эскиз);



оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и еѐ вариантами;



решать несложные конструкторско-технологические задачи;



справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой
на образец и инструкционную карту.

Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:


неподвижный и подвижный способы соединения деталей;



отличия макета от модели.

Учащийся будет уметь:



конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;



определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное
соединение известными способами.

Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:


назначении персонального компьютера.
Личностные

Учащийся научится с помощью учителя:


объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций,
результатов трудовой деятельности мастера;



уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;



понимать исторические традиции ремѐсел, положительно относиться к людям
ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:


формулировать цель деятельности на уроке;



выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых
заданий, образцов изделий);



планировать практическую деятельность на уроке;



выполнять

пробные

поисковые

действия

(упражнения)

для

выявления

оптимального решения проблемы (задачи);


предлагать конструкторско-технологические приѐмы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых
упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;



работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые
средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по
конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов);



определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:



наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира,
традиции и творчество мастеров родного края;



сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и
осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать
особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для
рукотворной деятельности материалы;



понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения
для открытия нового знания и умения;



находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных
учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого
предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);



называть

конструкторско-технологические

и

декоративно-художественные

особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные
способы решения задач из числа освоенных;


самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:


вести

небольшой

познавательный

диалог

по

теме

урока,

коллективно

анализировать изделия;


вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;



слушать учителя и одноклассников, высказывать своѐ мнение;



выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.

3 класс
Предметные результаты
Общекультурные

и

общетрудовые

компетенции.

Основы

культуры

труда.

Самообслуживание.
Учащийся будет знать о:


характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;



профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Учащийся будет уметь:


узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространѐнные в крае ремѐсла;



соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами
(светильниками, звонками, теле и радиоаппаратурой).

Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической
деятельности.
Учащийся будет знать:


названия и свойства наиболее распространѐнных искусственных и синтетических
материалов (бумага, металлы, ткани);



последовательность чтения и выполнения разметки развѐрток с помощью
чертѐжных инструментов;



линии чертежа (осевая и центровая);



правила безопасной работы канцелярским ножом;



косую строчку, еѐ варианты, назначение;



несколько названий видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Учащийся будет иметь представление о:


композиции декоративно прикладного характера на плоскости и в объѐме;



традициях канонов декоративно прикладного искусства в изделиях.

Учащийся будет уметь (под контролем учителя):


читать простейший чертѐж (эскиз) развѐрток;



выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных инструментов с опорой на
чертѐж (эскиз);



подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приѐмы
изготовления изделий;



выполнять рицовку;



оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и еѐ вариантами;



находить и использовать дополнительную информацию из различных источников
(в том числе из Интернета);



решать доступные технологические задачи.

Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:


простейшие способы достижения прочности конструкций.

Учащийся будет уметь:


конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;



изменять конструкцию изделия по заданным условиям;



выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции.

Практика работы на компьютере.
Учащийся будет знать:


названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;



основные правила безопасной работы на компьютере.

Учащийся будет иметь общее представление о:


назначении клавиатуры, приѐмах пользования мышью.

Учащийся будет уметь (с помощью учителя):


включать и выключать компьютер;



пользоваться

клавиатурой

(в

рамках

необходимого

для

выполнения

предъявляемого задания);


выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать,
читать);



работать

с

ЭОР

(электронными

образовательными

ресурсами),

готовыми

материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение
информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие
диска из компьютера.
Личностные результаты
Учащийся научится:


отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь
одноклассникам;



проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;



испытывать потребность в самореализации в доступной декоративноприкладной
деятельности, простейшем техническом моделировании;



принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;



опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания
и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного
замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Учащийся будет уметь:


формулировать цель урока после предварительного обсуждения;



выявлять и формулировать учебную проблему;



анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;



самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);



коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их
реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;



осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических
операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных
инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия,
задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные
доработки;



выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей
работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:


искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в
учебнике

(текст,

иллюстрация,

схема,

чертѐж,

инструкционная

карта),

энциклопедиях, справочниках, Интернете;


открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений,
рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;



преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД

Учащийся научится:


высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать;



слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;



уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);



уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.

4 класс
Предметные результаты
Общекультурные

и

общетрудовые

компетенции.

Самообслуживание.
Учащийся будет иметь общее представление:

Основы

культуры

труда.



о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники
и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих
производствах;



об основных правилах дизайна и их учѐте при конструировании изделий (единство
формы, функции и декора; стилевая гармония);



о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Учащийся будет уметь:


организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в
соответствии с собственным замыслом;



использовать знания и умения, приобретѐнные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной
творческой деятельности;



защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;



безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками,
компьютером);



выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по
шву).

Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической
деятельности.
Учащийся будет знать:


названия и свойства наиболее распространѐнных искусственных и синтетических
материалов (бумага, металлы, ткани);



последовательность чтения и выполнения разметки развѐрток с помощью
чертѐжных инструментов;



линии чертежа (осевая и центровая);



правила безопасной работы канцелярским ножом;



косую строчку, еѐ варианты, назначение;



несколько названий видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Учащийся будет иметь представление о:


дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;



основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;



композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объѐме;



традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;



стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;



художественных техниках (в рамках изученного).

Учащийся будет уметь самостоятельно:


читать простейший чертѐж (эскиз) плоских и объѐмных изделий (развѐрток);



выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных инструментов;



подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приѐмы
изготовления изделий;



выполнять рицовку;



оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и еѐ вариантами;



находить и использовать дополнительную информацию из различных источников
(в том числе из Интернета).

Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:


простейшие способы достижения прочности конструкций.

Учащийся будет уметь:


конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
декоративно-художественным условиям;



изменять конструкцию изделия по заданным условиям;



выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от
требований конструкции.

Практика работы на компьютере.
Учащийся будет иметь представление о:


использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Учащийся будет знать:


названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на
уроках).

Учащийся научится с помощью учителя:


создавать

небольшие

тексты

и

печатные

публикации

с

использованием

изображений на экране компьютера;


оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);



работать с доступной информацией;



работать в программах Word, Power Point
Личностные результаты

Учащийся будет уметь:


оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений,
соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;



описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда
мастеров;



принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;



опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания
и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или
собственного замысла;



понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей;
уважать людей различного труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Учащийся будет уметь:


самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;



анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;



выявлять и формулировать учебную проблему;



выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное
решение проблемы (задачи);



предлагать конструкторскотехнологические решения и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;



самостоятельно

отбирать

наиболее

подходящие

для

выполнения

задания

материалы и инструменты;


выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с
ним;



осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять
модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД

Учащийся будет уметь:


искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в
учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;



приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
заданий, образцов и материа лов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;



перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты
и явления; определять причинноследственные связи изучаемых явлений (событий),

проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения
предлагаемых и жизненных задач;


делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД

Учащийся будет уметь:


формулировать свои мысли с учѐтом учебных и жизненных речевых ситуаций;



высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать и аргументировать;



слушать

других,

уважительно

относиться

к

позиции

другого,

пытаться

договариваться;


сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи).
Содержание программы

Общекультурные и общетрудовые
компетенции (знания, умения и способы деятельности).
Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов
России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и дидактических материалов), еѐ использование в организации
работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление
документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация,
оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и
внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом,
комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчѐтов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при

выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и
замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и
конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертѐж и др.); анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.),
отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение
заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных
и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия;
различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего
оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приѐмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word.

Содержание учебного предмета технология
1 класс - 33ч
Природная мастерская
Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и
творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое
композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их
соединить?
Пластилиновая мастерская
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как
работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты.
Аквариум.
Бумажная мастерская
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага.
Какие у неѐ есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как
сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные
зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для
чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?
Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего
нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое
колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка.
Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и
перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1
классе.
Сельскохозяйственная мастерская
Практическая работа №1 «Уход за комнатными цветами». Практическая работа №2
«Уход за комнатными цветами». Практическая работа №3 «Проращивание семян».
Практическая работа №4 «Посев семян в открытый грунт»
2 класс - 34ч
Художественная мастерская
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Какова
роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое
изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?
Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Африканская саванна. Как плоское
превратить в объѐмное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя
Чертѐжная мастерская
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она
умеет? Что такое чертѐж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых
прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без
шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя
Конструкторская мастерская
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать
подвижную? Ещѐ один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться
винт - пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День
защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают
человеку? Поздравляем женщин и девочек. Что интересного в работе архитектора? Наши
проекты. Проверим себя.
Рукодельная мастерская

Какие бывают ткани? Какие бывают нитки? Как они используются? Что такое
натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неѐ «дочки»?
Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали? Чему научились?
Сельскохозяйственная мастерская
Культурные и дикорастущие растения. Как подготовить семена к посадке? Как
ухаживать за всходами? Итоговое повторение.
3 класс - 34ч
Информационная мастерская
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник.
Проверим себя.
Мастерская скульптора
работает скульптор? Скульптура разных времѐн и народов.
Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объѐм?
Мастерская рукодельницы
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши
проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты
швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов
Строительство и украшение дома. Объѐм и объѐмные формы. Развѐртка.
Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из
сложных развѐрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша
родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные
техники из креповой бумаги.
Мастерская кукольника
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из
носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
Сельскохозяйственная мастерская
Практическая работа №1 «Проращивание семян цветов». Практическая работа №2
«Посев семян в открытый грунт». Практическая работа №3 «Уход за всходами»
Практическая работа №4 «Уход за всходами»
4 класс - 34ч
Информационная мастерская
Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере.
Создание презентаций. Программа Рower Point.
Проект «Дружный класс»
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».
Студия «Реклама»
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка
для сюрприза.
Студия «Декор интерьера»
Интерьеры разных времѐн. Художественная техника «декупаж». Плетѐнные
салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах.
Изделия из полимеров.
Новогодняя студия
Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для
коктейля.
Студия «Мода»

История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда
народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объѐмные рамки.
Аксессуары одежды. Вышивка лентами.
Студия «Подарки»
День защитника Отечества. Плетѐная открытка. Весенние цветы.
Студия «Игрушки»
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная
игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио.
Проверим себя.
Сельскохозяйственная мастерская Практическая работа №1 «Культурные и
дикорастущие растения». Практическая работа №2 «Подготовка семян к посадке».
Практическая работа №3 «Посев семян в открытый грунт». Практическая работа №4
«Уход за всходами».
Критерии оценивания:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при
соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учѐтом тех же требований, но допускается исправление
без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но
без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не
оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(81459) 7-17-78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».