ИЗО ООО

} л\ ­ниципатьное бюдж етное обшеобразовательное } ,а{ ре)fцение
Костомукшского городского округа < Лицей } * [ g 1 ))

((ПРИНrI То)
решением педагогического совета
Протокол J\ b 7
от (17) декабря 2019 г.

ffi

1_.$.рЗрFlэffiF
ii* "*

;1 ­jr

с

ý J liэ.
ei%
\ ­dt\
[ ,i_Ъ,"r\

кЛицей Jф1>
кина Т.П.
от < < 25> декабря 2019 г.

"/ tТ;ý

Рабочая программа

учебного предмета кИзобразительное искусство)
основной общеобразовательной программы
основного обrцего образования

Разработана VI елеховой Г.А.,

r{ ителем изобр€вительного

г. Костомукша

2019 год

искусства

Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству ИЗО для 5-8 классов составлена на основе примерной
программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к
авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»,
разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.
М. Неменского.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при
прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение
растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи
и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве),
математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной
обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:


развитие

художественно-творческих

способностей

учащихся,

образного

и

ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического
восприятия действительности;


воспитание

культуры

восприятия

произведений

изобразительного,

декоративно-

прикладного искусства, архитектуры и дизайна;


освоение

знаний

об

изобразительном

искусстве

как

способе

эмоционально-

практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на
основе творческого опыта;


овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными

формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);


формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности

воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции
пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на
реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественнотворческой

деятельности:

декоративно-прикладной,

художественно-конструктивной

и

проектной.
Содержание курса «Изобразительного искусства» на ступени общего образования
направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие

познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную
и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения
понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать
свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Изобразительного Искусства»:
Учебный

предмет

«Изобразительное

искусство»

направлен

на

формирование

художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры
мироотношений,

выработанных

поколениями.

Эти

ценности

как

высшие

ценности

человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения,
формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т.е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то
же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной
индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоциональнонравственный

потенциал

ребенка,

развивает

его

душу

средствами

приобщения

к

художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень
программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира,
выражение

своего

отношения

к

нему,

эстетического

переживания;

конструктивная

деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная
деятельность

-

это

способ

организации

общения

людей

и

прежде

всего,

имеет

коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию
своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека
являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у
школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе
освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность
обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству
должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это
возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда
знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и
эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется ценностное
отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу,
поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение
имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и
патриотизма. В основу программы положен принцип

«от

родного порога в мир

общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся
шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Общая характеристика учебного предмета
Главная

цель

совершенствования

российского

образования —

повышение

его

доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление
содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами
развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и
дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его
творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Содержание курса «Изобразительного искусства» представляет собой первую ступень
конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего
образования.

Тематическое

планирование —

это

следующая

ступень

конкретизации

содержания образования. Оно даѐт представление об основных видах учебной деятельности в

процессе освоения курса в основной школе. В примерном тематическом планировании указано
число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Программа

конкретизирует

содержание

предметных

тем,

перечисленных

в

образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит
примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом комплексе
«Изобразительного искусства»,

созданном коллективом авторов под редакцией Б.М.

Неменским/
Курс состоит из следующих частей:


5 класс (34 ч.) - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека



6 класс (34ч.) - Изобразительное искусство в жизни человека



7 класс (34ч.) - Изобразительное искусство в жизни человека



8 класс (34ч.) - Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных

искусств.
Отличительной

особенностью

программы

является

новый

взгляд

на

предмет

«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:


ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;



изобразительная деятельность (основы художественного изображения);



декоративно-прикладная

деятельность

(основы

народного

и

декоративно-

прикладного искусства);


художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);



художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний
и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Описание места учебного предмета
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 136 учебных часа, из
расчета 1 учебный час в неделю.
Количество учебных недель в году – 34.
Часть часов в курсе отведено на практическую часть:
Практические работы – 34,
Организация текущего и промежуточного контроля знаний
Система контрольно-измерительных процедур включает в себя: входную диагностику,
текущие контрольные работы, итоговую контрольную работу по данному курсу.
Текущий контроль осуществляется после каждого урока, во время оценивания
творческих работ учащихся. Результат текущего контроля - устное проговаривание ошибок и
достижений, отметка в журнал.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в конце каждой учебной четверти.
Виды промежуточного контроля: тестирование учащихся, кроссворды, отчетные выставки.
Итоговый контроль планируется проводить в конце учебного года в виде проведения
тестов для учащихся, по результатам которого определяется итоговый уровень их знаний.
Важными формами деятельности учащихся являются:
-практическая деятельность учащихся
-развитие практических умений в роботе с разными графическими и живописными
материалами
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:


работа в малых группах;



индивидуальная работа



проектная деятельность

Сроки реализации программы – 4 года.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. пояснительную записку
2. планируемые результаты освоения учебного предмета
3. содержание учебного предмета
4. тематического планирование с указанием количества часов на освоение каждой
темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
По завершению курса Изобразительное Искусство 5 класса
Выпускник научится:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII
века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное
искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
-

выявлять

в

произведениях

декоративно-прикладного

искусства

(народного,

классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов; единство материала, формы и декора.
Выпускник получит возможность научиться:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном
для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной
эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и
т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной,

личностного

саморазвития,

ценностно-ориентационной,

рефлексивной.
По завершению курса Изобразительное Искусство 6 класса:
Выпускник научится:


о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни
человека;



о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь
представления о множественности образных языков изображения и особенностях
видения мира в разные эпохи;



о взаимосвязи реальной действительности и еѐ художественного изображения в
искусстве, еѐ претворении в художественный образ;



основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных
этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;



ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и
натюрморта в мировом и отечественном искусстве;



особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;



основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве:
линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;



о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;



о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в
создании художественного образа.

Выпускник получит возможность научиться:


уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими
материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать техники коллажа;



иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными
навыками плоского и объѐмного его изображения, а также группы предметов; знать
общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами
линейной и воздушной перспективы;



видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти;



иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;



иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного
анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной
метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

По завершению курса Изобразительное Искусство 7 класса
Выпускник научится:


о жанровой системе в изобразительном искусстве и еѐ значении для анализа развития
искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его
изображения;



о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и еѐ жанровых
видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;



о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли
эскизов и этюдов;



о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном
построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера
произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его
метафорическом смысле;



о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли
искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в
понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;



о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии
образа, созданного художником, на понимание событий истории;



о роли художественной иллюстрации;



о

поэтическом

(метафорическом)

претворении

реальности

во

всех

жанрах

изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли

конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и
скульптуре;


наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на
исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать
особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;



об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины
мира и способах еѐ выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве,
о роли творческой индивидуальности художника;

Выпускник получит возможность научиться:


иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с
натуры и по представлению;



владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;



развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей
ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;



иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор
художественно познавательного материала, формирование авторской позиции по
выбранной теме и поиски способа еѐ выражения;



иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной
культуры.

По завершению курса Изобразительное Искусство 8 класса
Выпускник научится:


уметь анализировать произведения архитектуры;



знать основные этапы развития и истории архитектуры;



уметь конструировать объѐмно-пространственные композиции;



работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий;



конструировать основные объѐмно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объѐмную и глубинно-пространственную композицию;



реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объѐмов,
статику и динамику тектоники и фактур.

Выпускник получит возможность научиться:


создавать с натуры и по воображению архитектурного образа графическими
материалами и др.;



работать над эскизом монументального произведения: витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура;



использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;



использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные
плѐнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки;
материалы для работы в объѐме: картон, бумага, заготовки).

Содержание учебного курса
Изобразительное искусство
5 класс
(34 часов за год, 1 час в неделю)
I раздел - «Древние образы в народном искусстве» (8 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни,

конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как
художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира
человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на
материале русской народной вышивки, знакомство с праздничным костюмом и народнопраздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
1 тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки,
конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений

человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно
важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе
по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
2 тема. Декор русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней
полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша,
фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина,
лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома
(полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными
и

зооморфными

мотивами,

геометрическими

элементами,

выстраивание

их

в

орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
3 тема. Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского
дома, его символика (потолок — небо,

пол — земля,

подпол — подземный мир, окна —

очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство,
красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство
пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей
крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты,
конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта,
выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш,
прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или
сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

5 тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости
и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности
орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение
своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага
ножницы..
6 тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и
южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного
костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности
мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной
одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского)
северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей
одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской
одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
7-8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в
событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение
целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.
Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного
искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном
интерьере народного жилища.

II раздел – «Связь времен в народном искусстве» (9ч)
Включение детей

в поисковые группы по изучению

традиционных народных

художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с
филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует
обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить
усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях
художественного промысла. При изучении керамики обратить внимание на разнообразие

скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на
орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные
элементы.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Жостово. Роспись по металлу.
Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
9-10 тема. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы
(конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих
различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой
строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других
местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее
декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска
для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
11-12 тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с
художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм,
единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты,
виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик,
ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
13-14 тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное
достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной
формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи.
Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой
росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка
под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и
мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
15-16 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов
и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и
мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка,
бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные,
мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной
композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение
темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние
национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного
сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной
жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют
собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были
затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки
для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы
четверти.

III раздел– «Декор – человек, общество, время» (13 ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в
классическом

декоративно-прикладном

искусстве

разных

народов,

стран,

времен.

Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в
организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в
различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной
роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся,
что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаковотличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом

художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии,
Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративнознаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес
учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера,
относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами происходит при определении символического
характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического
значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Декор и положение человека в обществе
Одежда «говорит» о человеке.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
18 -19 тема. Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить
социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере
деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного
по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в
соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
20-21 тема. Декор и положение человека в обществе.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти,
могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением
египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного
украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
22-26 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая
регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки
отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было
совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими
формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать
определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном
искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели,
предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное
положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий
в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление
коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий
общества в технике «коллаж».
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые
мелки.
27 -29 тема. О чѐм рассказывают гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность герба. История создания
гербов городов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17
века и современности.
Задания: Создание по образцу гербов городов Республики Карелия (коллективная работа).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
30 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративноприкладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов,
собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть
костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при
изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм,
архитектура) по стилистическому признаку.

IV раздел – Декоративное искусство в современном мире. (4ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла,
металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения
единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе
воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
31 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративноприкладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой
фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая
интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного
искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного
декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных
средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения
«произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника
экскурсии.
32 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение
эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты.
Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное
панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему
«Украсим кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
33 тема. Ты сам - мастер (мозаичное панно)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно.
Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на
фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему
«Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная,
оберточная, жатая бумага,.
34 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Создание декоративной
композиции «Здравствуй, лето!»).
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении
декоративной композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых
материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение
задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и
нетканых материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему
«Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сизаль, веревки,
ленты, тесьма и т. д.

Изобразительное искусство
6 класс
(34 часов за год, 1 час в неделю)
I раздел - ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО
ЯЗЫКА (8ч)
1 тема . Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Пространственные искусства, изобразительное искусство. Проба различных живописных и
графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных
ритмических (беспредметных) композиционных решений.
2 тема Рисунок – основа изобразительного творчества.

Рисунок – основа мастерства художника. Значение рисунка в работе художника (графика,
живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства). Рисунок
– способ познания окружающего мира. Художественный образ. Виды рисунка (набросок,
зарисовки, технический, учебный, творческий рисунок). Графика. Наброски и зарисовки
природных объектов (цветы, травы) или предметов. Зарисовка с натуры отдельных растений,
не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).
3 тема. Линия и ее выразительные возможности.
Получить представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении
эмоций, чувств, впечатлений художника; Характер линии. Ритм. Задания на разнохарактерность
линий, изображение колыхания трав на ветру. Выполнение (по представлению) линейных
рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм).
4 тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Пятно. Контраст. Тональные отношения. Фактура. Выполнение ступенчатой тональной шкалы.
(Изображение природы в разных состояниях.) Изображение различных осенних состояний в
природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени)
5 тема Цвет. Основы цветоведения.
Цветоведение. Спектр. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические
цвета. Цветовой оттенок, цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Цветотональная шкала.
Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Игровые задания: придумать
сказочный мир цветной страны – Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город.
Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом
вариативных возможностей цвета.
6 тема. Цвет в произведениях живописи.
Живопись, колорит, локальный цвет, тѐплые и холодные цвета, цветовой контраст. Нюансы
тона в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний. Составление
«палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности,
тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего
букета, предав праздничное и грустное настроение. Изображение осеннего букета с разным
настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..
7 тема Объемные изображения в скульптуре.
Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер
материала, фактура, анималистический жанр. Объѐм, трѐхмерность – основа языка скульптуры.
Создать в материале изображение животных (Пластилин, природные материалы,
конструирование из бумаги, готовых форм). Объѐмные изображения животных в разных
материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся)
8 тема .Основы языка изображения.
Язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Беседа или
праздник искусства, или коллективная работа на тему «Роль изобразительного искусства в
твоей жизни». Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их
выразительные возможности». Викторина.

II раздел - МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8ч)
9 тема. Реальность и фантазия в творчестве художника.
Реальность и фантазия, правда искусства. Беседа или практическое задание: изобразить или
сконструировать какой-либо предмет (весѐлый зонтик, фантастическое транспортное средство).
Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему
люди хранят произведения искусства?
10 тема. Изображение предметного мира – натюрморт.
Жанр натюрморта, композиция, художественно-выразительные средства натюрморта (силуэт,
ритм, композиционная доминанта — главный элемент композиции) Выполнение композиции
натюрморта в технике аппликации. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых
предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.
11тема Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Пропорции, геометрическая форма, геометрическое тело, конструкция. Рисовальная игра
«Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел).
Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед,
пирамида).
12 тема Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Линейная перспектива. Определения, основные понятия: линия горизонта, точка схода, точка
зрения, угол зрения. Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб). Изображение
конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объѐма графическими средствами
(карандаш).
13тема. Освещение. Свет и тень.
Направленное освещение. Контур. Тон, светотень и ее составляющие. Наброски
геометрических тел при направленном освещении. Выполнение рисунка группы
геометрических тел при направленном освещении. Изображение геометрических тел из гипса
или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чѐрной гуаши.
14 тема Натюрморт в графике.
Линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра. Выполнение натюрморта (по представлению
или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками. Практическая работа:
оттиск с аппликации натюрморта на картоне.
15 тема. Цвет в натюрморте.
Колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гармония. Выполнение натюрморта, выражающего
настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное). Работа
над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный
и т.д..
16 тема. Выразительные возможности натюрморта.

Контраст, композиционный центр, монотипия. Рассказать в натюрморте о своем характер, о
своем понимании мира (монотипия или другая техника). Беседа. Жанр натюрморта и его
развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

III раздел – ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. (11ч).
17 тема. Образ человека – главная тема искусства.
Великие портретные произведения разных эпох. Место и значение портретного образа человека
в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразительные средства изображения, виды
портрета. Беседа о портрете. Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и
в искусстве Нового времени. Парадный портрет.
18 тема. Конструкция головы человека и еѐ пропорции
Пропорции, конструкция, форма. Выполнение портрета в технике аппликации. Работа над
изображением головы человека с соотнесѐнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза,
брови, скулы и т.д.).
19 тема. Изображение головы человека в пространстве.
Композиция, пропорции, конструкция, объѐм. Выполнение набросков и зарисовок головы
человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка). Объѐмное конструктивное
изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.
20 тема. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Пропорции, конструкция, форма. Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи
или автопортрета. Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать
индивидуальные особенности и настроение.
21-22 тема. Протрет в скульптуре.
Материал, фактура, пропорции, конструкция, объѐм, пластика, бюст. Создание скульптурного
портрета литературного героя. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного
литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.
23 тема Сатирические образы человека.
Карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чувство правды. Создание дружеского шаржа–
портрета одноклассника или литературного персонажа. Изображение сатирических образов
литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).
.24 тема. Образные возможности освещения в портрете.
Освещение, источник света, свет, блик, тень, полутень, рефлекс, образные возможности
освещения. Выполнение портретов при различном освещении (в технике аппликации, гуашью
или в технике монотипии). Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в
различном освещении.
25 тема. Портрет в живописи.

Поп-арт, модернизм, реализм. Урок-беседа с использованием учебника или урок-экскурсия по
выставке детских работ. Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека –
члена семьи, друга (по выбору учащихся)
26 тема. Роль цвета в портрете.
Поп-арт, модернизм, реализм. Урок-беседа с использованием учебника или урок-экскурсия по
выставке детских работ. Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека –
члена семьи, друга (по выбору учащихся)
27 тема. Великие портретисты.
Духовное наследие, классика мирового искусства. Беседа. Выполнение портрета знакомого
человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека.
Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях
великих художников.

IV раздел – ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (7ч)
28 тема. Жанры в изобразительном искусстве.
Виды изобразительного искусства, жанры изобразительного искусства, предмет изображения,
содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа. Пространство, ракурс, точка зрения, линия
горизонта, перспектива. Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения
пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений. Беседа
«Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.
29 тема. Изображение пространства.
Линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива.
Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и
воздушной перспективы (только черная или белая гуашь). Беседа «Изображение пространства в
искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».
30 тема. Правила линейной и воздушной перспективы.
Пространство картины, формат, высота горизонта, эпический пейзаж, романтический пейзаж.
Воздушная перспектива. Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь
реки». Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной
перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.
31 тема Пейзаж. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж настроения, состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм.
Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным
выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Работа над изображением
большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация,
живопись.
32 тема. Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Лирический пейзаж, пейзаж-картина. Работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная» или
«Дали моей Родины», «Поэтический образ природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся).
Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и по памяти с предварительным
выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.
33 тема. Городской пейзаж.
Художественное произведение, его мир. Художественный образ, эпоха, стиль, направление в
искусстве, творческая индивидуальность художника. Организация итоговой выставки
(вернисаж или праздник искусства).. Создание графической композиции «Городской пейзаж» с
использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.
34 тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Создание графического пейзажа на тему: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе»,
«Весенние воды». Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица
моего детства», «Города, где я бывал». Создание графической работы.

Изобразительное искусство
7 класс
(34 часов за год, 1 час в неделю)
I раздел – «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА» (8ч)
1 тема. Изображение фигуры человека в истории искусства
Зарисовки изображения фигуры человека, характерных для древних культур. Должны получать
знания о жанровой системе в ИЗО и ее значения для анализа развития искусства, и способов его
изображения. Рисунок . Рассмотреть памятники древнего искусства. Пропорции и строение
фигуры человека
2-3 тема Пропорции и строение фигуры человека
Зарисовки схемы фигуры человека. Схемы движения человека. Учащиеся должны получить
первичные навыки изображения пропорций и движения человека по представлению. Рисунок
на тонировочной бумаге
4 -5 тема. Лепка фигуры человека
Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе. Должны научиться владеть
материалом лепки на доступном возрасте уровне . Работа в пластилине.
6 -7 тема. Набросок фигуры человека с натуры
Наброски с натуры фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях)
Повторение и закрепление. Практикум - рисование. Наброски с натуры фигуры ученика.
Учащиеся должны получить первичные навыки изображения человека с натуры
8 тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Беседа «Духовная красота в искусстве русской иконописи и готическом искусстве Европы».
Обобщение и систематизация знаний. Знать наиболее значительный ряд великих произведений
изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и
отечественном искусстве.

II раздел – «ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ» (8ч)
9 тема Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов
Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов. Должны получить
знания о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника
10 тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Беседа «Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. Должны
получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее
жанровых вида. Зарисовка крестьянкой жизни
11 тема. Сюжет и содержание в картины.
Композиция с сюжетом из своей жизни «Прогулка в парке». Должны получить знания о роли
искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека. Рисунок.
Завершение работы
12 тема. Жизнь каждого дня – большая тема искусства
Эскизы из жизни семьи, например: «Семейный вечер», «Поездка к бабушке» и т.д. Навыки
наблюдательности, способность образного виденья окружающей ежедневной жизни,
формирующая активность восприятия реальности. Жизнь людей на моей улице: выполнение
набросков или зарисовок, например: «Во дворе», «У витрины магазина»
13-14 тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом. Должны знать о
композиционном построении произведения, о роли формата, о соотношении целого и детали, о
значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле
15-16 тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
Создание композиции в техники коллажа на тему праздника. Научить владеть техникой
коллажа. Работа. Вырезки из журналов на тему праздника

III раздел – «ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ» (12ч)
17-19 тема. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох
Беседа «Исторический и Мифологический жанры в искусстве XVII века». Должны получить
знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых
видах
20 тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Беседа «Великие русские живописцы XIX столетия». Понимать особую культуростроительную
роль русской тематической картины XIX- XX столетий
21 -23 тема. Процесс работы над тематической картиной

Беседа «Понятие темы, сюжета и содержания. Реальность жизни и художественный образ».
Эскизы на темы из истории нашей Родины. Исполнение композиции на тему. Должны знать о
роли эскизов и этюдов. О разнице сюжета и содержания.
24-25 тема. Библейские темы в изобразительном искусстве
Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Зарисовки. Должны
получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее
жанровых видах (библейские темы в искусстве). Рисунок. Ознакомиться со зрительным рядом.
Зарисовки. Создание композиции на библейские темы, например: «Святое семейство»,
«Рождество». Создание композиции на библейские тем, завершение работы. Создание
композиции на библейскую тему, например «Рождество».
26-27 тема. Монументальная скульптура и образ истории народа
Создание проекта памятника, посвящѐнного выбранному историческому событию или
историческому
герою.
Героические
образы
в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Создание проекта
памятника, исторического события или героя. Должны знать о роли искусства в создании
памятников в честь больших исторических событий. Работа с Пластилин, картон, стеки
Монументальная скульптура и образ истории народа.
28 тема: «Место и роль картины в искусстве XX века»
Беседа и дискуссия о современном искусстве. Иметь представление о сложном,
противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового
изобразительного
искусства
в XX веке.
Обобщающая
беседа,
выставка
работ
учащихся. Создание эскиза плаката на современную тему (политика, реклама…).

IV раздел – «РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» (6ч)
Художественно исторические проекты. Практическая художественная работа на тему: «Жизнь в
моем городе столетие назад» Учащиеся должны получить творческий опыт в построении
тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме
29 тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Выполнить иллюстрацию к литературному произведению. Должны знать о роли
художественной иллюстрации. Рисунок. Анализ рисунка. Выбрать литературное произведение
и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев,
построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих
иллюстраций и исполнить.
Варианты:
1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конѐк-горбунок».
2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка о царе
Салтане).
3. Иллюстрирование сказок Андерсена.
4. Иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот».
5. По выбору учителя и учащихся.
30 тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

С помощью полученного творческого опыта в разработке собственной идеи и выполнении
собственного замысла, воплощение своей идеи в проект.
31 тема. Зрительное умения и их значение для современного человека
Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.
Учащиеся должны получить навыки соотношения собственных переживаний с контекстом
художественной культуры. Аналитический анализ любого художника. Обобщающая беседа.
Выполнение работы на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих
родителей»…) и последующий конструктивный анализ.
32 тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление изобразительного
искусства
Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению. Должны знать о
роли художественных образов изобразительного искусства в понимание вечных тем жизни..
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Беседа «Произведения
великих художников». Должны иметь представление о личности художника и мира его времени
в произведениях искусства
33 тема . Личность художника и мир
Обобщающая
беседа,
занимательная
викторина.
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Анализ

произведений

34 тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Беседа «Роль художественного музея в национальной и мировой культуре»Должны иметь
представление о музеях своего города, страны в целом и других западных стран

Содержание учебного курса
Изобразительное искусство
8 класс
(34 часов за год, 1 час в неделю)
I раздел – «ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ
– ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ» (8ч)
1 тема. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Объѐмно-пространственная

и

плоскостная

композиция.

Основные

типы

композиций:

симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.
знакомство с композициями художника Василия Кандинского и «Чѐрный квадрат Казимира
Малевича».
Объѐмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы
симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.

композиций:

Выполнить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и
поля; уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя
разновеликими.
2 тема. Прямые линии и организация пространства.
Ритм и движение, разреженность и сгущѐнность. Прямые линии: соединение элементов
композиции членение плоскости. Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Выполнять коллаж на заданную тему.
3 тема. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета.
Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. введение
в композицию от трѐх до пяти прямых линий; выполнение коллажно-графических работ с
разными композициями.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета.
Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Создание
композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в
тѐплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.
4-5 тема. Буква - строка – текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура
шрифта». Шрифтовые гарнитуры. Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из
одной (максимум двух) букв и символического изображения.
6 тема Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и
изображение, как элементы композиции
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образноинформационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного
расположения в пространстве. Прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и
строками фотоизображения в прямоугольнике;. Изображение как фон композиции:
упражнение, где фотография является фоном плаката.
7-8 тема Многообразие форм полиграфического дизайна.
Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и
изображения. Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

II раздел – «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В
МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ» (9ч)
9 тема Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Соразмерность и пропорциональность.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.
Прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы; баланс объѐма и
поля на макете; баланс объѐмов.
Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на
макете.

10 тема. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете
Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на
макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Дизайн проекта: введение
монохромного цвета. прочтение линии как проекции объекта; построение трѐх уровней
рельефа; добавление архитектурного объекта.
11 тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых
объѐмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль. Создание из бумаги макета дома,
построенного из модульных объѐмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
12 тема. Важнейшие архитектурные элементы здания
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Проектирование объѐмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
13-14 тема. Вещь - красота и целесообразность
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний
объѐмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и
рационального. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и
целесообразность сочетаний объѐмов. Дизайн вещи как искусство и социальное
проектирование. Сочетание образного и рационального. Аналитическое упражнение –
исследование формы вещей; проектное упражнение на функциональное использование форм;
создание тематической образно-вещной

15-16 тема. Роль и значение материала и конструкции.
Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции
вещи на материал, из которого она будет создаваться. Проектное упражнение «Сочинение
фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковѐр-самолѐт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое
соединение функций).
17 тема. Цвет в архитектуре и дизайне
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета.
Цвет и окраска. Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей
различного назначения.

III раздел – «ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И
АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (10ч)
18 тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Ознакомиться история развития архитектуры. Истоки архитектуры.
Первоэлементы архитектуры. Владеть навыками формирования, использования объемов в
дизайне и архитектуре. Выполнение графического эскиза. Представление об элементах
композиционного творчества в архитектуре и дизайне.
Передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в
природе, картинах жизни, Цветовые решения в пространстве, воздействие цвета на человека

19 тема. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры.
Развитие образного языка, конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с
изображением интерьера зданий. Создавать композиционные макеты объектов, архитектурные
образы графическими материалами. Владеть навыками формирования, использования объемов
в дизайне и архитектуре, с помощью линий. Выполнение индивидуальной работы
20 тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике.
Уметь применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель),
графические материалы (карандаш, тушь, мелки) при выполнении творческих работ
21-22 тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление
интерьера Научиться выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по
собственному эскизу), аппликацию
23-24 тема Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственной среды
интерьера
Научиться оформлять интерьер школы, своей комнаты. Понимать историчность и социальность
интерьера, функциональность и лаконичность
25-26 тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно ландшафтного
пространства.
Понимать связь природы архитектуры. Применять разнообразные материалы (бумага, картон),
краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки) при выполнении
творческих работ
27 тема. Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его
осуществление
Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о
монументальном искусстве. Коллективная работа над макетной композицией: проект города.

IV раздел – «ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ» (7ч)
28 тема. Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор
материала по теме. Уметь использовать изобразительные средства выразительности при
моделировании архитектурного ансамбля;
29 тема. Интерьер комнаты - портрет хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды
жилища
Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля, создавать творческие работы по
собственному замыслу и воображению

30 тема. Дизайн и архитектура моего сада.
Создание композиционных макетов сада, создавать творческие работы по собственному
замыслу и воображению
31 тема. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды
Создание композиционных макетов современной одежды.
использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);
создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению
32 тема. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Создание композиционных макетов современной одежды.
использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);
создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению
33 тема. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи
выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)
34тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя, моделируешь мир
Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы
Проектирование макетов. Выполнение творческой работы. Коллективная работа

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»
Кла
сс
5

Основное
содержан
ие
Декорати
вноприкладн
ое
искусство
в жизни
человека

всего
6
Изобрази
тельное
искусство
в жизни
человека

Название тем

Количество
часов

Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор –человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире

8
9
13
4

Виды изобразительного искусства и основы
образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт

8

Вглядываясь в человека

11

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

всего
7

34
8

34
Изобрази
тельное
искусство
в жизни

Изображение фигуры человека и образ человека

8

Поэзия повседневности

8

Великие темы жизни

12

человека

Реальность жизни и художественный образ

всего
8

всего

6
34

Дизайн и
архитекту
ра –
конструкт
ивные
искусства
в ряду
пространс
твенных
искусств.

Художник – дизайн – архитектура. Искусство
композиции – основа дизайна и архитектуры

8

Художественный язык конструктивных искусств. В
мире вещей и зданий.

9

Город и человек. Социальное значение дизайна и
архитектуры как среды жизни человека.

10

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

7

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(81459) 7-17-78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».