кпрlшlятош ицей М1) а Т.П. решенпем педдгошческого совета Протокол Je 7 от ((l7> декабря 20l9 г. Т'Л/ N 25> > декабря 2019 г. / ýsý щж 3'itSW Рабочая llрограмма учебного шредмета VI узыка основной обrцеобразовательной программы основного обшего образования Разработана Виролайнен И.Э., rI ителем музыки высшей квалификационной категории г. Костомукша 2019 год 1 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета Музыка составлена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерной учебной программой основного общего образования, утверждѐнной Министерством образования РФ. Программа по музыке для 5-8 классов, разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, и основными идеями музыкально - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий. Специфика предмета Музыка в том, что ключевым требованием ФГОС ООО является духовно-нравственное воспитание школьников. Поэтому программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Изучение предмета Музыка на ступени общего образования направлено на достижение следующих целей: 1. становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; 2. развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; 3. освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, 2 классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; 4. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; 5. воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Изучение предмета Музыка способствует решению следующих задач: 1. Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлѐнной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; 2. Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; 3. Воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; 4. Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. 5. Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; 6. Формирование умений и навыков художественного самообразования. Сроки реализации программы – 4 года Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, содержание учебного курса, тематического планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, приложения к программе. 3 Ценностные ориентиры изучения предмета Музыка в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает расширение содержания предмета. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально- энергетического тонуса подростков, снятие нервно- психических перегрузок учащихся, расширение ценностных ориентиров. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Курс Музыка в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Общая характеристика учебного предмета Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и 4 дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. Содержание курса Музыка представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования. Оно даѐт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом комплексе: учебник, творческая тетрадь, фонохрестоматия музыкального материала, хрестоматия музыкального материала к учебнику, методическое пособие для учителя, созданные коллективом авторов под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Основное содержание образования в программе представлено содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения. «Музыка как вид искусства»: основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом 5 обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вид искусства. «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»: Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействия музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX — XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). «Музыка в современном мире: традиции и инновации»: Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, рок-н-ролл, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно- коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а capella. Певческие голоса: сопрано, меццосопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Специфика курса заключается в развитии музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Предмет Музыка направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой 6 деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Описание места учебного предмета Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение предмета Искусство (музыка) на ступени основного общего образования выделено 136 часов, в том числе: в 5 классе - 34 часа, в 6 классе - 34 часа, в 7 классе - 34 часа, в 8 классе - 34 часа. Количество учебных недель в году – 34. Часть часов в курсе отведено на практическую часть: Сообщения учащихся, презентации, исследовательская деятельность – 2, Уроки - концерты – 2, Система контрольно-измерительных процедур включает в себя: входную диагностику, музыкальные викторины, тесты, концертные выступления, творческие задания, презентации, исследовательские проекты. Формы контроля: Тестовые самостоятельные работы; Фронтальный и индивидуальный опрос; Творческие задания Музыкальные викторины Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий. Критерии и нормы оценки уровня музыкального развития учащихся: Проявление интереса к музыкальным занятиям. Степень развития эмоционального и осознанного восприятия. Музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят слушать, исполнять). Степень развития навыков музицирования (пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, импровизации, игра на простейших инструментах). Характер размышлений о содержании музыки (эмоциональный словарь, оценочные суждения, индивидуальность, избирательность). Творческие проявления учащихся в музыкально - практической деятельности. Проявление музыкальности во внеурочных формах работы. 7 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Музыка Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Метапредметные результаты: освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениям и разных видов искусства; работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при р ешении различных задач. Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различн ых видах учебно-творческой деятельности. освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений; определение лирических, эпических, драматических музыкальных образов; определение по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная; анализ и сравнение музыкальных произведений различных жанров и стилей классической и современной музыки, размышление о знакомом музыкальном произведении; высказывание суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; 8 выделение средств музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемов взаимодействия и развития музыкальных образов; анализ различных трактовок одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; различение простых и сложных жанров вокальной, инструментальной, сценической музыки; знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавание наиболее значимых их произведений и интерпретаций; ориентирование в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи. В ценностно-ориентационной сфере: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; В сфере трудовой деятельности: готовность применять полученные знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др. В сфере физической деятельности: освоение речевых, вокальных, ритмических, пластических приемов при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; В эстетической сфере: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; 9 устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различны м видам музыкально-творческой деятельности; Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются: приемы элементарной исследовательской деятельности; способы работы с информацией; коммуникативные умения; способы самоорганизации учебной деятельности. Важными формами деятельности учащихся являются: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая); сравнение, анализ, обобщение, классификация различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия. В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; исполнительская деятельность Используются формы контроля знаний: Музыкальные викторины Тестовые самостоятельные работы Фронтальный и индивидуальный опрос; Творческие задания (викторины, музыкальные игры, уроки-концерты) Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий. Концертные выступления 10 Содержание учебного курса Музыка 5 класс 34 часа Количество часов за год – 34, 1 час в неделю Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 17 ч. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. 6 класс Количество часов за год – 34, 1 час неделю. Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч). Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. 11 Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч). Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Внепрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рокопера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. 7 класс Количество часов за год – 34, 1 час неделю. Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (18 ч). Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкальнодраматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкальнохореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(16 ч). Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений. 12 8 класс Количество часов за год – 34, 1 час в неделю Искусство в жизни современного человека (4 ч). Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Искусство открывает новые грани мира (7 ч). Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины). Искусство как универсальный способ общения – (7 ч). Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Способы художественной коммуникации. Знаковосимволический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Красота в искусстве и жизни - (10 ч). Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. 13 Прекрасное пробуждает доброе - (6 ч). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантовисполнителей, художников, артистов. Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях. Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино. Исследовательский проект. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 класс № п/п Раздел программы, количество часов тема Количество часов 1 Музыка и литература 1.«Древний союз». Музыка и литература. 2.«Искусство открывает мир». Вокальная музыка 3.«Слово и музыка» Романс, народная песня. 4.«Здесь мало услышать…» Вокальная музыка. 5.Фольклор в музыке. «Кикимора» 6.«Что за прелесть эти сказки» 7.«Мелодией одной звучат печаль и радость» 8.«Вторая жизнь песни» 9.«Звучащие картины» 10.«Скажи, откуда ты приходишь, красота?» 11.Гармонии задумчивый поэт» 12.«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» 17 Основные виды учебной деятельности обучающихся Личностные УУД понимание социальных функций музыки, осмысление взаимодействия искусств, понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром, освоение разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах; использование полученных знаний во внеурочной (внеклассной и 14 2 Музыка и изобразительное искусство. 13.Оперная мозаика. 14.Балет. 15.Мюзикл. 16.Музыка в театре, кино, на телевидении. 17.Мир композитора. 1.Музыка и изобразительное искусство. 2.«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» 3.«За отчий дом за русский край» 4. «Ледовое побоище» 5.«Мои помыслыкраски, мои краски напевы …» 6.«Дыхание русской песенности» 7.»Весть святого торжества» 8.«Звуки скрипки так дивно звучали…» 9.Дирижеры мира (1ч) 10.Образы борьбы и победы в искусстве 11.Застывшая музыка 12. Полифония в музыке и живописи. 13.«Музыка на мольберте» 14.«Импрессионизм в музыке и живописи» 15. «О подвигах, о доблести, о славе...» 16.«В каждой мимолетности вижу я миры...» 17.Мир композитора. «С веком наравне» 17 внешкольной), досуговой деятельности Познавательные УУД устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий, применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Регулятивные УУД владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений. Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, импровизаций, прогнозирование результатов 15 художественномузыкальной деятельности. Осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия музыки и музицирования. Коррекция недостатков собственной художественномузыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, Коммуникативные УУД передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных 16 действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов. Информационные УУД осмысление роли информационнокоммуникационных технологий в жизнедеятельности человека; формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; расширение источников информации; использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека; обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширения с помощью сети Интернет представлений о 17 концертномузыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектноисследовательской деятельности. 6 класс 34 № п/п 1 Раздел программы, количество часов Мир образов вокальной и инструментальной музыки тема Количество часов 1. Мир музыкальных образов. Старинный русский романс. 2. Песня-романс. Мир чарующих звуков. 3. Два музыкальных посвящения. 4. Уноси мое сердце в звенящую даль… 5. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 6. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. 7. Образы песен зарубежных композиторов. 8. Старинной песни мир. Песни Ф.Шуберта. 9. Образы русской народной и духовной музыки. 10. Русская духовная музыка. Духовный концерт. 11. Фрески Софии Киевской. 12. Перезвоны В.Гаврилин 13. Образы духовной музыки Западной Европы. 14. Небесное и 17 Основные виды учебной деятельности обучающихся Личностные УУД понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; присвоение духовнонравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей 18 2 Мир образов камерной и симфонической музыки земное в музыке Баха. Хорал 15. Образы скорби и печали… 16. Авторская песня: прошлое и настоящее. 17. Джаз-искусство 20 века. Спиричуэл и блюз. 1. Вечные темы искусства и жизни. 2. Образы камерной музыки Ф.Шопена 3. Ночной пейзаж. Ноктюрн. 4.Инструментальный концерт 5. Космический пейзаж. 6. Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель» 7. Образы симфонической музыки 8. Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен. 9. .Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт» 10. Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» 11. Мир музыкального театра. 12. Мюзикл. Л.Берстайн «Вестсайдская история» 13. Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» 14. А.Журбин рокопера «Орфей и Эвридика» 15. Образы 17 музыки с другими видами искусства. Познавательные УУД стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественнотворческой, исследовательской деятельности; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. 19 киномузыки Ромео и Джульетта в кино 20 века. 16. Музыка в отечественном кино. 17. Защита исследовательских проектов Регулятивные УУД самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанровостилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ, совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческохудожественной, исследовательской деятельности; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах, сравнение изложения одних и тех же 20 сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета. Коммуникативные УУД решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественнотворческой, исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, (с использованием музыкальных терминов и понятий), в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; развитие умений письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и 21 контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях. Информационные УУД владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации; развитие критического отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; применение для решения учебных 22 задач, проектноисследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет; 7 класс № п/п 1 2 Раздел программы, количество часов Особенности драматургии сценической музыки тема Классика и современность. (1ч). В музыкальном театре. Опера. (4ч). В музыкальном театре. Балет .(2ч). Героическая тема в русской музыке.(1ч). В музыкальном театре.(3ч). Сюжеты и образы духовной музыки.(4ч). Музыка к драматическому спектаклю.(3ч). Особенности Музыкальная драматургии драматургия – камерной и развитие музыки симфонической (1ч). музыки. Духовная и светская музыка (1) Камерная инструментальная музыка.(2ч). Циклические формы инструментальной музыки.(1ч). Сонаты Бетховена. Прокофьева. Моцарта (2ч) Симфоническая музыка.(4ч). Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся 18 Личностные УУД расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. Познавательные УУД познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, 16 23 Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси (1) Инструментальный концерт.(1ч). «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (1) Музыка народов мира. (1) Пусть музыка звучит. Популярные хиты (1) поиска ответов на проблемные вопросы; проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности; выявление в проектноисследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств, в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; проявление устойчивого интереса к информационнокоммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании); формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального «Портфолио» для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных 24 потребностей. Регулятивные УУД самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественнотворческой, проектноисследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования; устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; устойчивое умение работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта. Коммуникативные УУД устойчивое проявление 25 способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; Информационные УУД умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач; использование информационнокоммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов; владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office РowerPoint (с включением в них текста, музыки, 26 видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; совершенствование умений и навыков работы с носителями информации, развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. 8 класс № п/п 1 Раздел программы, количество часов Искусство в жизни современного человека Искусство открывает новые грани мира тема Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся 1. Искусство вокруг нас 2.Художественный образ-стиль-язык 3. Наука и искусство 4. Знание научное и художественное 4 Личностные УУД расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях 1. Искусство рассказывает о красоте земли 2. Пейзаж – 7 27 поэтичная и музыкальная живопись 3. Человек в зеркале искусства. Портрет 4. Портрет в искусстве России 5. Портрет великих соотечественников. Галерея 6. Музыкальный портрет 7. Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Александр Невский Искусство как универсальный способ общения 1. Мир в зеркале искусства 2. Искусство художественного перевода – искусство общения 3. Искусство – проводник духовной энергии 4. Знаки и символы искусства 5. Художественные послания предков 6. Символы в жизни и искусстве 7. Звучащий цвет и зримый звук. Символика огня. 7 Красота в искусстве и жизни 1. Что есть красота? 2. Откровенье чистой красоты 3. Застывшая музыка 4, 5. Если у красоты свои законы 6, 7, 8 Всегда ли люди одинаково понимали красоту 9.Как соотносятся красота и польза 10. Как человек реагирует на явления в жизни и 10 информационного общества; осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. Познавательные УУД познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности; выявление в проектноисследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; проявление устойчивого интереса к информационнокоммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном 28 искусстве Прекрасное пробуждает доброе 1. Преобразующая сила искусства 2. Образы созданной реальности 3. Красота природы родной земли 4. Народные сказки 5. Мифы, легенды 6.Исследовательский проект. Защита 6 искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании); формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального «Портфолио» для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей. Регулятивные УУД самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; устойчивое умение работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта. Коммуникативные УУД устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, 29 участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; Информационные УУД умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office РowerPoint 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой 30 деятельности. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методический комплект включает: 1. Учебник: Критская, Е. Д. Музыка 5, 6, 7, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2. Пособия для обучающегося: Критская, Е. Д. Музыка 5, 6, 7 класс: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 3. Пособия для учителя: Критская, Е. Д. Музыка 5, 6, 7, 8 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. – М. 4. Дополнительные пособия: Музыка. Фонохрестоматия. 5, 6, 7, 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 5. (CD-ROM)/. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5, 6, 7, 8 класс [Ноты]: пособие для учителя/ сост. Е. Д. Критская. Цифровые образовательные ресурсы: 1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» 2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» 3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 4. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) 5. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 6. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия.» 8. Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» Интернет-ресурсы: 1. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: Библиотечный фонд: 1. Стандарт среднего общего образования по предмету Музыка (базовый уровень). 2. Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по предмету Музыка. 3. Учебники: Критская, Е. Д. Музыка 5, 6, 7, 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. – М.: Просвещение, 2015. 31 4. Пособия для обучающегося: Критская, Е. Д. Музыка 5, 6, 7 класс [Текст]: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. – М.: Просвещение, 2015. 5. Пособия для учителя: Критская, Е. Д. Музыка 5, 6, 7, 8 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. – М.: Просвещение, 2015. Список научно-методической литературы. 1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г. 2. Музыка и искусство. Рабочие программы по учебникам Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой 5-9 классы ФГОС, Издательство «Учитель», издание 2016 г. 3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. 4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. 5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г. 6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. 7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. 8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. 9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г. 10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. 11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. 12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. 13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. 14. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», СанктПетербург, 2002г. 15. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г. 16. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г. 17. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г. 18. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г. 19. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г. 20. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г 32 21. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. 22. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г. 23. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г. 24. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г. 25. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г. 26. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. 27. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г. 28. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г. 29. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г. 30. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г. 31. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. 32. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с. 33. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с 34. Песенные сборники. 35. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с. 36. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2010; 37. Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2011. Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, микшер, колонки, микрофоны, синтезатор, фортепиано. Планируемые результаты изучения учебного предмета По завершению курса Музыка 5 класса Выпускник научится: понимать социальные функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; выявлять ассоциативные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром 33 исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса; различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений использовать полученные на уроках музыки способы музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования. передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи использовать информацию в проектно-исследовательской деятельности Выпускник получит возможность научиться: совершенствовать учебные действия самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией понимать роль информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации расширять источники информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках работать с электронными образовательными ресурсами с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки расширять с помощью сети Интернет представления о концертно-музыкальных традициях страны, региона По завершению курса Музыка 6 класса Выпускник научится: 34 понимать социальные функции музыки (познавательную, коммуникативную, эстетическую, практическую, воспитательную и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознавать особенности музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная; эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Решать учебные задачи в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; Ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет; Выпускник получит возможность научиться: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; регулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; сравнивать изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных 35 источниках; вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; совершенствовать навыки развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, (с использованием музыкальных терминов и понятий) работать с различными источниками информации: осуществлять самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, По завершению курса Музыка 7 класса Выпускник научится: понимать смысловое содержание музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роли в развитии современной музыки. понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах); применять полученные знания о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности, проектноисследовательской деятельности самостоятельно определять цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, 36 внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования; критически оценивать собственные учебные действия, действия сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта. Выпускник получит возможность научиться: аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; самостоятельно создавать и демонстрировать мультимедийные презентаций в программе Microsoft Office РowerPoint (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; добывать информацию о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивать добытую информацию с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. По завершению курса Музыка 8 класса Выпускник научится: оценивать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки. анализировать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран; выявлять в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; применять полученные знания о музыкальной культуре, о других видах искусства в 37 процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; формировать познавательную деятельность по созданию индивидуального «Портфолио» для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей. осуществлять работу с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, сравнивать, сопоставлять, выбирать наиболее значимые /пригодные/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта. сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач; владеть навыками и умениями в использовании компьютера, проектора, звуковых колонок при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; проявлять умения в самостоятельном создании и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office РowerPoint (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; осуществлять поиск информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; Выпускник получит возможность научиться: проявлять интерес к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности; сопоставлять термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; проявлять устойчивый интерес к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре; самостоятельно определять цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; критически оценивать собственные учебные действия, действия сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; 38 владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; организовывать общение на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах. использовать информационно-коммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов; адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; оценивать добытую информацию с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определѐнным минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию. Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки. Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объѐма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкальнотеоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста. Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать еѐ в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные 39 возможности еѐ решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ. Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объѐм музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью. Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень. Критерии оценивания учащихся по учебному предмету Музыка: Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, различает их тембры, знает определения и термины, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях. Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, знает определения и термины, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью. Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности. Оценка «2» и «1» не ставится. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)