муниципЕtльное бюдж етное общеобразовательное учреж дение Костомукшского городского округа кЛицей J\ b 1) кПРИНrI То) решением педагогического совета Протокол J\ b от < < / { ' > > { '1, 20 / 8г. j | 71,1/ ýl* tаГlеМЯ щfrъ* ъУ Рабочая программа учебного предмета кХимия) основной обrцеобразовательной программы основного обrцего образов ания Разработана Лиукконен Н.В., учителем химии высшей квалификационной категории г. Костомукша 20L8 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерной программы по «Химии» и на основе авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий. Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Изучение предмета «Химия» способствует решению следующих задач: 1. формируются знания основ химической науки – основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка; 2. развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве; 3. приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами; 4. формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества; 5. осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину. 1 Сроки реализации программы – 2 года Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение название предмета на ступени основного общего образования выделено 170 часов, в том числе: в 8 классе - 102 часа (1 час добавлен за счет компонента образовательного учреждения с целью эффективной подготовки обучающихся по предмету), в 9 классе - 68 часов. Количество учебных недель в году – 34. Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, тематического планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, приложения к программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Химии» Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 1) в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; 2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; 3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере –мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: 1) владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания (системно- информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; 2) использование универсальных способов основных интеллектуальных операций: деятельности по решению проблем и использование основных интеллектуальных 2 операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; 3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; 4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 5) использование различных источников для получения химической информации. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: В познавательной сфере: 1. - давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая электроотрицательность, степень таблица, окисления, изотопы, электролит); химическая химическая связь, реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции); - формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл; - описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; - описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; - классифицировать изученные объекты и явления; - наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; - делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; - структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; - моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов, строение простейших молекул. 2. В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; 3 - разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; - строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе. В трудовой сфере: 3. - планировать и проводить химический эксперимент; - использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению. 4. В сфере безопасности жизнедеятельности: - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Содержание учебного курса Химия 8 класс (102 часа за год, 3 часа в неделю) Введение Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Понятие о химическом элементе и формах его существования:свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVl в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки-работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева. Язык химии. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы ( главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2.Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. 3. Установление простейшей формулы вещества по массовой долям элементов. 4 Практическая работа. №1 Знакомство с лабораторным оборудованием . Правила безопасной работы в химической лаборатории. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Тема 1 Атомы химических элементов Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий "протон", "нейтрон", "относительная атомная масса" Изменение числа протонов в ядре атома- образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома- образование изотопов. Современное определение понятия"химический элемент". Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И.Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента, образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собойобразование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собойобразование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собойобразование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Сопоставление физико-химических соединений с ковалентными и ионными связями. Тема 2. Простые вещества Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества ( металлы и неметаллы). сложные вещества (органические и неорганические). Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, кальций, алюминий, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ-аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, 5 фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества- миллимоль и киломоль, миллимолярная, киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий "количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов", "постоянная Авогадро". Расчетные задачи.1.Вычисления молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий " количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов","постоянная Авогадро". Демонстрации. Получение озона. Образцы простых веществ типичных металлов и неметаллов. образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль .Модель молярного объема газообразных веществ. Тема 3. Соединения химических элементов Понятие о валентности и степени окисления. Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. составление формул бинарных соединений по валентности ( или степени окисления), общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др., составление их формул. Основные классы неорганических веществ. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Определение характера среды. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Вещества в твердом. жидком и газообразном состоянии. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси веществ. Примеры жидких. твердых и газообразных смесей. Природные смеси: воздух. природный газ,нефть. природные воды. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. разделение смесей. Очистка веществ. фильтрование. массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия "доля". Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисления массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. 6 Демонстрации. образцы оксидов. кислот. оснований и солей. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений: хлорида натрия. алмаза, оксида углерода (IV).Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды. Лабораторные опыты.№1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ разных классов ( оксидов, кислот, оснований и солей) №2. Разделение смесей. Практические работы. № 5. Взвешивание. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Тема 4.Изменения, происходящие с веществами Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состав вещества.- химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций. протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Уравнения и схема химической реакции. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия "доля", когда исходное вещество в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. условия протекания реакций обмена в растворах до конца. вода и ее свойства. Круговорот воды в природе. Типы химических реакций ( по признаку "число и состав исходных веществ и продуктов реакции") на примере свойств воды. Реакции разложения- электролиз воды. Реакции соединения- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие "гидроксиды". Реакции замещениявзаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена ( на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). Расчетные задачи. 1. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества по известной массы или количеству вещества одного из вступивших в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисления массы ( количества вещества, объема) продукта реакции. если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы ( количества вещества. объема) 7 продукта реакции. если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ. примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды. Лабораторные опыты. №3. Химические явления: прокаливание медной проволоки: взаимодействие мела (соды) с кислотой. №4. Взаимодействие оксида магния с кислотами. № 5. помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. № 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. Практические работы. №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. № 3. Анализ почвы и воды. № 4. Признаки химических реакций. Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Катионы и анионы. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниямиреакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами. условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. 8 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Демонстрации. Растворение веществ в различных растворителях. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Лабораторные опыты. №7. Ионные реакции №8.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. №9 Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной) №10. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). № 11. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). № 12.Реакции, характерные для растворов солей (например, хлорида меди (II)). №13. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция) № 14. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа) Практические работы. №6 Ионные реакции. №7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. № 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9 класс (68 часов за год, 2 часа в неделю) Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот. Оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Лабораторный опыт №1 получение гидроксида цинка и исследование его свойств. Тема 1. Металлы Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. 9 Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы- простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов- оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов- оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия –оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Оксиды, гидроксиды и соли железа ( 2 и 3). Генетические ряды Fe2+и Fe3+. Генетические ряды Fe2+и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+и Fe3+. Важнейшие соли железа и сплавов в природе и народном хозяйстве. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия. Лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. №2. Ознакомление с образцами металлов и сплавов ( работа с коллекциями) №3 Взаимодействие металлов с растворами кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте. №4 Вытеснение одного металла другим из раствора соли. №5 Ознакомление с образцами природных соединений: натрия, кальция. алюминия, железа. №6 Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей №7 Качественные реакции на ионы на Fe2+и Fe3+. №8 Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария. Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по теме: « Получение соединений металлов и изучение их свойств». Тема 2. Неметаллы. Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметалловпростых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий « металл» и « неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов ( галогеноводороды и галогениды), их свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия. Озон. Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства, применение ромбической серы. Нахождение серы в природе. Оксиды серы (4) и(6), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. 10 Азот. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства прстого вещества, получение и применение. Круговорот азота. Аммиак ,строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота, ее свойства и применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора. Основные соединения: оксид фосфора (5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, свойства аллотропных модификаций (алмаз, графит). Химические свойства углерода, применение. Оксид углерода (2) – угарный газ и оксид углерода (4) –углекислый газ, их свойства и применение. Физиологическое действие угарного газа на организм. Качественная реакция на углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Круговорот углерода. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (4), его природные разновидности. Кремниевая кислота и силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Стекло. Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Распознавание соединений хлора. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Аллотропия серы. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Получение аммиака. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглащение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Кристаллические решетки алмаза и графита. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. №9 Качественная реакция на хлорид – ион. .№10 Качественная реакция на сульфат – ион. №11 Распознавание солей аммония.№12 Получение углекислого газа и его распознавание. №13 Качественная реакция на карбонат – ион. №14. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов ( хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). №15 Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Практические работы. №2 Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода». №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода» №4. Получение, собирание и распознавание газов ( кислорода, водорода, углекислого газа) Тема 3 Первоначальные представления об органических веществах Вещества органические и неорганические, относительность понятия « органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Представление о полимерах. Полиэтилен и его значение. Кислородосодержащие органические соединения. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. 11 Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки . их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и применение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Модели молекул метана и других углеводородов. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. образцы изделий из полиэтилена. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков ( шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Лабораторные опыты. №16 Свойства глицерина. №17 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(2) без нагревания и при нагревании. №18 Взаимодействие крахмала с иодом. Тема 4 Обобщение знаний по химии за курс основной школы Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам ( число состав реагирующих и образующих веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды ( основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды ( основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления. Формы организации учебных занятий: Практические работы – 8 (8 класс) и 5 (9 класс) Контрольные работы – 7 (8 класс) и 5 (9 класс) Работа в малых группах; Проектная работа; Подготовка рефератов; Исследовательская деятельность; Информационно-поисковая деятельность; 12 Используются формы контроля знаний: устные зачѐты, проверочные работы, контрольные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 8 класс № п/ п Раздел программы (тема) , количество часов Коли честв о часов Региональный компонент 1. Предмет химии. Вещества. 2. Превращение веществ. Роль химии 3. Краткая история химии 4. Массовая доля элемента в веществе 1 Введение 9 2 Атомы химических элементов 14 Кол-во Основные виды часов на учебной деятельности региона обучающихся льный компоне нт 20 минут Объяснять основные понятия: атом, молекула, 20 минут химический элемент, простое и сложное вещество, свойства 10 минут вещества, химические и физические явления. 15 минут Выполнять наблюдения за свойствам и веществ и явлений. Классифицировать вещества по составу. Характеризовать роль химии и вклад М.В. Ломонсова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова. Составлять сложны план текста. Находить источники химической информации. Описывать положение химического элемента в таблице Д.И. Менделеева. Находить относительную молекулярную массу вещества по формуле и массовую долю элемента в нем. Объяснять понятия: протон, нейтрон, электрон, массовое число, изотоп, электронный слой. Описывать строение ядра с помощью таблицы 13 3 Простые вещества 10 4 Соединения химических элементов 16 1.Чистые вещества и смеси. Примеры природных смесей в Карелии 2. Массовая доля чистого вещества в смеси (на основе смесей, распространенных в Карелии) 1 час 1 час Менделеева. Различать понятия «элементыметаллы» и «элементынеметаллы». Объяснять закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах. Характеризовать химическую связь с использованием знаковое моделирование. Определять тип химической связи по формуле вещества. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Объяснять, что такое металлы, неметаллы, аллотропия, количество вещества, моль, постоянная Авогадро, молярный объем. Классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы. Самостоятельно изучать свойства простых веществ при соблюдении техники безопасности, оформление отчета. Решать задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро». Объяснять понятия: степень окисления, валентность, аморфные вещества, кристаллические вещества, кристаллическая решетка, смеси, массовая доля растворенного вещества, объемная доля вещества в смеси. Определять степень окисления в соединениях. Составлять 14 5 6 Практикум №1 5 Изменения, происходящи ес веществами 16 ПР №3 «Анализ почвы и воды» (на основе местных образцов) ПР №5 «Приготовление раствора сахара и определение его массовой доли» 1 час Типы химических реакциях на примере свойств воды. Особые свойства воды в Карелии 1 час 1 час формулы оксидов, оснований, кислот, солей, давать названия. Описывать свойства отдельных представителей. Классифицировать соединения. Решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества». Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент и составлять выводы по результатам проведенного эксперимента. Устанавливать причинно- следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей. Объяснять понятия: химическая реакция, химическое уравнение, гидролиз. Классифицировать химические реакции по тепловому эффекту, по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, направлению протекания реакции, участию катализатора. 15 7 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 23 8 Практикум №2 3 Значение растворов. Примеры местных растворов Производить расчеты по химическим уравнениям. Использовать электрохимический ряд напряжений металлов. 15 минут Объяснять понятия: раствор, гидрат, кристаллогидрат, насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный раствор, растворимость, электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты, генетический ряд. Определять растворимость веществ с использованием кривых растворимости. Использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ в воде. Составлять графики на основе текста, уравнении диссоциации кислот, оснований и солей. Характеризовать химические свойства кислот, основании, солей, оксидов. Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент и составлять выводы по результатам проведенного 16 9 Повторение и проекты ИТОГО 6 102 Проекты Из них на региональный компонент 3 часа 10 часов эксперимента. Описывать реакции с участием электролитов. Решать основные типы задач. 9 класс № п/ п Раздел программы (тема) , количество часов Коли честв о часов 1 Введение. Общая характеристи ка химических элементов и химических реакций. Периодическ ий закон и Периодическа я система химических элементов Д.И. Менделеева 12 2 Металлы 15 Региональный компонент 1. Сплавы. Сплавы, используемые в Карелии 2. Металлы в природы. Месторождения Карелии 3. Понятие о коррозии металлов. Факторы коррозии в Карелии. Кол-во часов на региона льный компоне нт Основные виды учебной деятельности обучающихся Характеризовать химические элементы 13-го периода по ПСХЭ. Объяснять, что такое амфотерность, различные типы химических реакций, скорость химической реакции, катализаторы. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью родного языка и языка химии. Характеризовать двойственный характер свойств амфотерных оксидов и гидроксидов. Классифицировать химические элементы, химические реакции. Поводить оценку собственных достижений в усвоении темы. 20 мин Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием 20 мин металлов и их соединений. Объяснять, что такое металлы, коррозия, ряд 10 мин активности металлов. Характеризовать положение металлов в ПСХЭ, физические и 10 минут химические свойства, 17 4. Железо и его соединения. Соединения железа в Карелии 3 Практикум №1 «Свойства металлов и их соединений» 1 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов (используя местные хим.реактивы) 1 час 4 Неметаллы 25 1. Вода. Свойства воды в Карелии 2. Кислород. Состав и чистота воздуха в Карелии 3. Оксиды углерода. Парниковый эффект в Карелии. 1 час 10 мин 10 мин способы получения металлов. Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующие свойства металлов. Характеризовать особенности щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия и железа. Экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальных задач по теме «Металлы». Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент и составлять выводы по результатам проведенного эксперимента. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений. Объяснять, что такое неметаллы, галогены, аллотропные видоизменения, ряд электроотрицательности неметаллов. Характеризовать положение неметаллов в ПСХЭ, физические и химические свойства, 18 5 6 Практикум №2 «Свойства соединений неметаллов» Краткие сведения об органических соединениях 3 5 1. Решение экспериментальны х задач по теме «Подгруппа кислорода» (используя местные хим.реактивы) 2. Получение, собирание и распознавание газов (используя местные хим.реактивы) 1 час Углеводороды. Местные источники углеводородов 10 мин 1 час способы получения неметаллов. Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующие свойства металлов. Характеризовать особенности кислорода, двойственную природу водорода, галогенов, серы, фосфора, азота, кремния и их соединений. Экспериментально исследовать свойства неметаллов и их соединения. Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент и составлять выводы по результатам проведенного эксперимента. Характеризовать особенности состава и свойств органических соединений. Различать предельные и непредельные углеводороды. Называть и записывать формулы (молекулярные и структурные) важнейших представителей углеводородов. Предлагать эксперимент по распознаванию соединений 19 7 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ ИТОГО 7 68 Из них на региональный компонент 6 часов непредельного строения. Характеризовать кислородсодержащие, азотсодержащие органические соединения. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Выполнять тестовые задания по теме и тесты в формате ОГЭ за курс основной школы. Аргументировать возможность протекания химических реакций в растворах электролитов, исходя из условий. Классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методический комплект включает: 1. Учебник: Габриелян О. С. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, Габриелян О. С. Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2. Пособия для обучающегося: Химия. 8 кл.: О.С. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна «Химия.8» / О.С.Габриелян, А.В.: Дрофа, Химия. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9» / О.С.Габриелян, А.В Яшукова. М.: Дрофа, Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8» М.: «БЛИК и К», Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9» М.: «БЛИК и К», Тетрадь для практических и лабораторных работ по химии:8-9 классы/Т.А. Боровских. – М.: Изд-во «Экзамен», 3. Пособия для учителя: 20 Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа; Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа; Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа; О Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа; Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа Цифровые образовательные ресурсы: 1. Электронное приложение к учебнику: Химия -8 класс 2. Электронное приложение к учебнику: Химия -9 класс 3. Химия. 8 класс. В 3-х дисках» (Издательство «Электронная библиотека «Просвещение»); 4. - «1С: Школа. Экология. Учебное пособие» (Издательство «1С» и «Дрофа»); 5. - Библиотека электронных наглядных пособий. Химия. 8-11 класс». (Издательство «Кирилл и Мефодий»); 6. - CD «Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий»; 7. - «Виртуальная лаборатория. Химия: 8-11 класс» (в 2х частях), лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, г. Йошкар-Ола; Интернет-ресурсы: http://maleeva-vera2011.narod.ru/ - «Сам себе репетитор по химии» www.fipi.ru – материалы для подготовки к ГИА по химии http://chemistry.videouroki.net/ - доступная химия для всех http://chemistry.videouroki.net/ - справочники, таблицы, статьи по химии, книги по химии в электронном формате 5. http://chem.olymp.mioo.ru/ - дистанционное обучение по химии, материалы олимпиад 6. http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html - обучающие программы, электронные энциклопедии по химии 7. http://www.chemistry.ru/ - электронный учебник по химии 8. http://www.chemtable.com/ru/PLTable.htm - Электронная периодическая система для Windows 9. http://chemistry.narod.ru/ - «Мир химии» информационный сайт о химии 10. http://www.y10k.ru/ - электронная библиотека 11. http://www.alleng.ru/edu/chem.htm - образовательные ресурсы интернета по химии 12. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция образовательных ресурсов по химии 13. http://www.himhelp.ru/ - химический сервер 21 1. 2. 3. 4. 14. http://www.xumuk.ru/ - сайт о химии 15. http://botmaster.ru.alhimik.ru/ - химическая азбука 16. http://www.alhimik.ru/ - все о химии 17. http://ege.edu.ru/ - все о ЕГЭ 18. http://webelements.narod.ru/ - онлайн-справочник химических элементов 19. http://www.hemi.nsu.ru/ - Основы химии. Интернет-учебник 20. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - интерактивный мульмедиа-учебник органической химии 21. http://n-t.ru/ri/ps/ - Популярная библиотека химических элементов 22. http://hemi.wallst.ru/ - образовательный сайт по химии для школьников по 1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: Библиотечный фонд: Стандарт основного общего образования по химии, Примерная программа основного образования по химии, Программа основного общего образования по химии VIII-IX классы (Автор О.С. Габриелян); методические пособия для учителя; книги для чтения, рабочие тетради по курсу, сборники тестовых заданий для 8-9 классов, справочники по химии, руководства по выполнению лабораторных опытов и практических заданий, 2. Печатные пособия: комплекты портретов ученых-химиков, Правила техники безопасности в кабинете биологии (правила поведения в кабинете, правила работы с микроскопом) таблицы по курсам «Правила ТБ», «Неорганическая химия», «Органическая химия», 3. Таблицы: «Химическое производство»,Периодическая система химических элементов, Ряд напряжений металлов 4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, экран, интерактивная доска Prometey 5. Учебно-лабораторное оборудование: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных опытов и практических работ, наборы датчиков с собственными датчиками (для проведения физико-химических опытов), аппарат для дистилляции воды, весы, спиртовки, столик подъемный, штативы, аппарат для получения и собирания газов, набор банок для хранения твердых и жидких реактивов, 6. Наборы химических реактивов: «Кислоты», «Гидроксиды», «Соли», «Металлы», «Оксиды металлов», «Галогены», «Органические вещества» («Углеводороды», «Кислородсодержащие ОВ», «Углеводы. Амины», «Органические кислоты», 7. Натуральные объекты: гербарии, раковины моллюсков, влажные препараты «Речной рак» и др. 8. Муляжи, модели: кристаллическая решетка, набор для моделирования органических веществ 9. Коллекции «Алюминий», «Волокна», «Каменный уголь», «Нефть», «Стекло», «Каучук», «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Пластмассы», «Топливо». Планируемые результаты изучения учебного предмета Выпускник научится: • описывать свойства твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; 22 • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии; • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу; • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • различать экспериментально кислоты и щѐлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева; • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решѐток: ионных, атомных, молекулярных, металлических; • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнному типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительновосстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращѐнные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций; • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; 23 • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли; • составлять формулы веществ по их названиям; • определять валентность и степень окисления элементов в веществах; • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей; • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов; • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных; • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей; • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей; • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях; • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций; • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; Выпускник получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; • использовать приобретѐнные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, еѐ основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращѐнным ионным уравнениям; • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; 24 • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия. • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учѐтом степеней окисления элементов, входящих в его состав; • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль; • организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение. Приложение 2. Темы проектов и творческих работ 8 класс: Алхимия и поиск философского камня Ароматерапия Вода: необычные свойства Водород – топливо будущего Выращивание кристаллов соли Жесткость воды и способы его устранения Желтое, красное, зеленное – какое лучше? (о яблоках) Вредна ли губная помада? География химических названий Портрет химика 9 класс: 1. Реклама металла 2. По теме «Неметаллы»: Какой воздух нам нужен? Озоновые дыры Сера – двигатель химической промышленности От маленького фейерверка до большого взрыва Яд и лекарство (вредные и полезные соединения серы) Мозг и кислород Активный кислород «Хлеб химической промышленности (серная кислота) 25 Воздушные источники энергии Гремучие вулканы Камчатки Большое приключение маленькой спички Загадочные океаны Венеры «Огненный воздух» «Электрический запах» Источники и виды загрязнения воздуха Твердый воздух Кислород – природный санитар Сера и «философский камень» 26 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)