СИПР 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Лицей №1»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДАЮ»

решением педагогического совета

директор МБОУ «Лицей №1»

Протокол № 12

_________ Шемякина Т.П.

от «08» сентября 2021 г.

Приказ № 69/О
от «11» сентября 2021 г.

Специальная индивидуальная программа
развития обучающегося 5 класса

Разработана: учителем Мушковой Е.Б.
Срок реализации 1 год.

г. Костомукша 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для
проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с ОВЗ со сложной
структурой дефекта с учѐтом нарушений (умственная отсталость, нарушения опорнодвигательного аппарата, слепота), и составлена на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Актуальность выбора данной программы
Обучающийся – ребѐнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют
необходимость СИПР, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение
обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение
повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для
него пределах.
Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является
включение слепого ребѐнка с ТМНР в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов,
достижение ребѐнком самостоятельности в доступных для него пределах в решении
повседневных жизненных задач. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР
является развитие жизненной компетенции ребѐнка: самообслуживание,
ориентировка на себе, коммуникативные навыки.
Разработка СИПР базируется на следующих положениях:











учѐт типологических и индивидуальных особенностей развития обучающегося;
особых образовательных потребностей;
обеспечение образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида
образовательной организации;
создание образовательной среды в соответствии с возможностями и потребностями
обучающегося;
необходимость использования специальных методов, приѐмов и средств обучения,
обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
адекватность программы возможностям обучающегося со слепотой и умственной
отсталостью, другими тяжелыми первичными нарушениями, ее соответствие запросам
семьи и рекомендациям специалистов;
направленность процесса обучения на формирование практических умений и навыков,
способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
учѐт потенциальных возможностей обучающегося и «зоны ближайшего развития»;
использование сетевых форм взаимодействия специалистов общего и специального
образования;
включение родителей (законных представителей) как участников образовательного
процесса.

При составлении СИПР были учтены следующие нормативно-правовые документы:









ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 07. 05. 2013
№ 99-ФЗ, от 23. 07.2013);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 29 от 10. 07. 2015;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ КГО
«Лицей №1»;
Учебный план АООП УО МБОУ КГО «Лицей №1» (вариант 2);

Структура СИПР
Индивидуальный учебный план.
Содержание образования СИПР.
Необходимые условия реализации СИПР.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества с семьѐй обучающегося.
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения,
дидактических материалов, необходимых для реализации СИПР.
7. Средства мониторинга и оценка динамики обучения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СИПР включает индивидуальный учебный план, в котором определѐн индивидуальный набор
предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий, соответствующих
особым образовательным возможностям Ивана и рекомендованных врачом. Индивидуальный
учебный план составлен на основе учебного плана для образовательных учреждений,
реализующих
АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий 30 минут, с
перерывом 10 минут. Урок может быть сокращѐн из-за обострения реактивного состояния
ребѐнка.

Предметные области

Учебные предметы

Количество в
неделю, в год

1.Окружающий мир

1.1.Человек

2/68

2.Искусство

2.1. Музыка и движение

2/68

3. Коррекционные курсы

3.1. Сенсорное развитие

2/68

3.2. Предметно-практические
действия

2/68

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СИПР
ЧЕЛОВЕК
Цель: формирование представлений о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи.











Формирование представлений о себе.
Формирование представлений о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем.
Формирование умения обслуживать себя.
Формирование положительного отношения ребѐнка к занятиям.
Развитие собственной активности ребѐнка.
Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий.
Развитие слухового внимания.
Развитие мелкой моторики.

Содержание курса состоит из следующих разделов: гигиена тела; обращение с одеждой и
обувью; приѐм пищи.
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
Цель: музыкальными средствами помочь ребѐнку научиться воспринимать звуки
окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания
разных жанровых произведений. Таким образом, музыка рассматривается как средство
развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации
ребѐнка.
Задачи.





Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными слушательскими и доступными
исполнительскими умениями).
Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства.
Формирование стремления и привычки к слушанию музыки.
Развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных



произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки.
Реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной
деятельности для преодоления у обучающегося имеющихся нарушений развития.

Содержание курса состоит из следующих разделов: «Слушание», «Пение»; «Движение под
музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с
обучающимся, направленных на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии; формирование навыков адекватного поведения; более эффективной
социализации в обществе.
Задачи коррекционной работы:





Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР,
обусловленных структурой и глубиной имеющихся у него нарушений, недостатками в
физическом и психическом развитии.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи ребѐнку с ТМНР с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающегося.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с ТМНР.

Содержание курса состоит из следующих разделов: кинестетическое восприятие; восприятие
запаха; слуховое восприятие; восприятие вкуса.
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и
материалами.
Задачи:





Формирование положительного отношения ребѐнка к занятиям.
Развитие собственной активности ребѐнка.
Формирование устойчивой мотивации к выполнению задания.
Формирование и развитие целенаправленных действий.

Коррекционные задачи:




Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта.
Развитие слухового внимания.
Развитие мелкой моторики.

Содержание курса состоит из следующих разделов: действия с материалами; действия с
предметами.
Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Человек
Гигиена

тела:

адекватная Учить:

удерживать

мыло, намыливать

эмоциональная реакция на выполнение
санитарно-гигиенических
процедур
сформирована частично. Отрицательно
реагирует на умывание, погружение
тела в воду, подстригание ногтей на
руках и ногах, не любит прикосновения
к голове.

руки, смывать мыло с рук, вытирать руки
полотенцем; адекватно реагировать на
смачивание лица водой, намыливание лица
мылом, смывание мыла с лица, вытирание
лица полотенцем; адекватно реагировать
на погружение ступней ног в воду;
адекватно реагировать на подстригание
ногтей на руках и ногах; адекватно
реагировать на расчѐсывание волос.

Обращение с одеждой и обувью: Продолжить работу по формированию
адекватная эмоциональная реакция на адекватной эмоциональной реакции на
одевание и раздевание сформирована одевание и раздевание.
частично (реже стал выражать ответную
реакцию в виде плача и крика).
Приѐм пищи: навыки приѐма пищи не Учить: пить из кружки (стакана) с
сформированы.
помощью трубочки: захватывать кружку
(стакан), подносить кружку (стакан) ко
рту, наклонять кружку (стакан), втягивать
(вливать) жидкость в рот через трубку,
опускать кружку (стакан) на стол; есть
руками: на ощупь находить еду,
разложенную на столе, захватывать еду,
подносить еѐ ко рту, откусывать,
разжѐвывать.
Музыка и движение
Адекватно
музыки.

реагирует

на

звучание Учить адекватно воспринимать звуки
окружающего
мира.
Развивать
эмоционально-двигательную отзывчивость
на музыку.

Сенсорное развитие
Кинестетическое
восприятие. Учить адекватно реагировать на прогулку
Сформирована
адекватная на свежем воздухе.
эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения
человека;
на
соприкосновение
с
материалами,
различными
по температуре;
на
соприкосновение
с
материалами,
различными по фактуре; адекватная
реакция
на
соприкосновение
с
материалами, различными по вязкости;
на давление на поверхность тела;
адекватная реакция на положение тела
(вертикальное,
горизонтальное);
адекватная реакция на вибрацию,
исходящую от предметов. Негативно

реагирует на дуновение ветра во время
нахождения на улице, на низкую
температуру воздуха.
Восприятие запаха. Присутствует Продолжить работу по формированию
адекватная реакция на запахи продуктов адекватной реакции на запахи (продуктов
питания: пряных трав, цитрусовых, питания, парфюмерные запахи).
шоколада.
Слуховое восприятие.
Реагирует
эмоционально на человеческий голос,
звук,
издаваемый
предметом,
музыкальным инструментом; улыбается
на обращение. Отрицательно реагирует
на звуки улицы.

Учить
локализации
неподвижного
источника звука, расположенного на
уровне
уха
(плеча);
локализации
неподвижного удалѐнного источника звука
поворотом головы. Учить адекватно
воспринимать звуки окружающего мира.

Восприятие вкуса. Сформирована
адекватная
реакция
на
сладкое.
Отрицательно реагирует на кислые,
солѐные, горькие продукты.

Учить адекватно реагировать на продукты,
различные
по
вкусовым
качествам
(кислый,
солѐный,
горький)
и
консистенции (жидкий, вязкий).

Предметно-практические действия
Действия с материалами. Сминает, Формировать положительное отношение
разрывает, размазывает, разминает ребѐнка к занятиям. Развивать тактильные
материалы с разной степенью помощи.
ощущения кистей рук и расширение
тактильного опыта. Развивать слуховое
Действия с предметами. Захватывает,
внимание. Развивать мелкую моторику.
удерживает,
встряхивает,
толкает,
притягивает
предметы
с
разной
степенью помощи. Нажимает на
предмет, сжимает предмет с разной
степенью помощи.

Для данного ребѐнка материал программы трудно регламентировать временными рамками по
триместрам, по годам обучения. Поэтому задания планируются педагогом с учѐтом
необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного
включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в
зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала
замедляется или увеличивается.

Содержание. Результаты обучения.
Человек
Самообслуживание
Приѐм пищи
Питьѐ из кружки с помощью трубки:
 захват кружки

1 полугодие

+

2 полугодие

 поднесение кружки ко рту
 наклон кружки
 втягивание жидкости в рот через трубку
 опускание кружки на стол
Еда руками:
 нахождение еды, разложенной на столе, на
ощупь
 захват еды рукой
 поднесение пищи ко рту
 откусывание
 разжѐвывание
Гигиена тела
Мытьѐ рук:
- удержание рук под струѐй воды
- удерживание мыла
- намыливание рук
- потирание руки о руку под струѐй воды
- смывание мыла с рук
- вытирание рук полотенцем
Адекватная реакция на мытьѐ лица:
- смачивание лица водой
- намыливание лица
- смывание мыла с лица
- вытирание лица полотенцем
Адекватная реакция на погружение ступней ног в
воду
Адекватная реакция на подстригание ногтей на
руках
Адекватная реакция на подстригание ногтей на
ногах
Адекватная реакция на расчѐсывание волос
Обращение с одеждой
Раздевание:
- адекватная эмоциональная реакция на одевание и
раздевание

чп
чп
+
чп
+
+
+
+
+

чп
зп
зп
зп
зп
+
нр
+
+
+
+
+
-

чаще ( - )

Музыка и движение
Слушание музыки
- слушание тихого и громкого звучания музыки
- слушание быстрой, умеренной, медленной музыки
- слушание весѐлой и грустной музыки
- слушание колыбельной песни и марша
- слушание сольного исполнения произведения
- слушание хорового исполнения произведения
- слушание оркестра народных инструментов, в
исполнении которого звучит музыкальное
произведение
Пение
- гуление под музыку
Игра на музыкальных инструментах

+
+
+
+
+
+

+

иногда

- игра на музыкальных инструментах, не имеющих
звукоряда способом «рука в руке»:
 бубен
 маракас
 бубенцы
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном
инструменте способом «рука в руке»:
 бубен
 маракас
 бубенцы
Движение под музыку
- выполнение отдельных танцевальных движений под
музыку:
 хлопанье
 движение руками (вверх, в стороны)
 покачивание туловища вправо, влево
- выполнение под музыку действий с предметами:
 погремушка

зп
зп
зп

зп
зп
зп

зп
зп
зп

Сенсорное развитие
Кинестетическое восприятие:
- адекватная эмоциональная реакция на дуновение
ветра во время прогулок
- адекватная реакция на различную температуру
воздуха во время прогулок
Восприятие запаха:
- адекватная реакция на запахи продуктов питания
Восприятие вкуса:
- адекватная реакция на продукты, различные по
вкусовым качествам:
 кислый
 солѐный
 горький
Слуховое восприятие:
- локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха (плеча) поворотом
головы
- локализация неподвижного удалѐнного источника
звука поворотом головы
- адекватная реакция на звуки окружающего мира
(сигналы машин, шорох шин, голоса людей и т. д.).

+
+

+

нр
+

+

Предметно-практические действия
Действия с материалами:
- сминание материала двумя руками:
 салфетки
 бумажные полотенца
 папиросная бумага
 калька
- сминание материала одной рукой:
 салфетки

зп
зп
зп
зп
зп

 бумажные полотенца
 папиросная бумага
 калька
- разрывание материала двумя руками:
 салфетки
 бумажные полотенца
 папиросная бумага
 калька
- размазывание материала:
 пена для бритья
 жидкое тесто
 клейстер
- разминание материала двумя руками:
 тесто
 пластичная масса
- погружение рук в воду
- погружение рук в сыпучие материалы
Действия с предметами:
- захватывание предмета
- удерживание предмета
- отпускание предмета
- встряхивание предмета, издающего звук
- толкание предмета от себя:
 игрушка на колѐсиках
 входная дверь
 ящик
- притягивание предмета к себе:
 игрушка на колѐсиках
 ящик
- нажимание на предмет всей кистью:
 рычаг
 резиновая игрушка
 кнопка
- сжимание предмета двумя руками:
 звучащая игрушка
 губка
- сжимание предмета одной рукой:
 звучащая игрушка
 губка

зп
зп
зп
зп
зп
зп
зп
чп
чп
чп
+
чп
+
+
+
+
+
+
+
+
+
чп
+
+
чп
+
зп
чп

Возможные предметные результаты
Человек:
 формирование адекватной эмоциональной реакции на выполнение санитарногигиенических процедур;
 формирование адекватной реакции на одевание, раздевание.

Музыка и движение:
 развитие слуховых и двигательных восприятий;
 адекватная реакция на звучание музыки.
Сенсорное развитие:
 формирование адекватной реакции на звуки улицы;
 формирование адекватной реакции на нахождение на улице.
Предметно-практические действия:
 формирование умения сминать, разрывать, размазывать, разминать материал;
 формирование умения толкать предмет от себя, притягивать предмет к себе, нажимать
на предмет, сжимать предмет.

Возможные личностные результаты










обогащение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающей
действительности;
развитие слухового восприятия;
развитие тактильного восприятия;
получение удовольствия от сенсорных ощущений;
развитие интереса к взаимодействию с окружающими;
развитие умения взаимодействовать со взрослым, выполняющим стимуляцию;
развитие мелкой и общей моторики;
развитие уверенности в своих движениях;
получение удовольствия от слушания музыки.

Программа формирования БУД
Программа формирования БУД у ребѐнка с ТМНР направлена на формирование готовности у
него к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:



Подготовка ребѐнка к нахождению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с ними.
Формирование учебного поведения:
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слепоты с
глубокой умственной отсталостью и ДЦП в тяжѐлой форме обуславливают необходимость:


учета потребности во введении специальных учебных предметов и курсов
коррекционно-развивающей области, которых нет в содержании образования обычно
развивающегося ребенка;













использования специальных методов и средств обучения, «обходных путей»,
необходимых для обучающегося с учѐтом его индивидуальных особенностей;
потребности в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной,
временной и смысловой организации образовательной среды;
потребности в максимальном расширении образовательного пространства за
пределами образовательной организации;
потребности в пролонгированном обучении, выходящем за рамки школьного возраста;
потребности в согласованных требованиях, предъявляемых к ребѐнку со стороны всех
окружающих его людей;
потребности в совместной работе специалистов разных профессий: специальных
психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а
также родителей ребѐнка в процессе его образования;
специальной организации всей его жизни, обеспечивающей развитие компенсаторных
процессов в условиях образовательной организации и в семье;
формирования потребности в общении, овладении средствами коммуникации со
взрослыми;
формирования навыков самообслуживания и других практических умений,
способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
развития самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в
повседневной жизни;
целенаправленного социального, эмоционального, познавательного, моторного
развития ребѐнка.
Расписание учебных занятий и коррекционно-развивающих курсов
Дни недели
Понедельник

Названия
курсов
Человек.

учебных

предметов

Вторник

Предметно-практические действия.
Сенсорное развитие.

Среда

Музыка и движение.
Человек.

Четверг

Предметно-практические действия.
Сенсорное развитие.

и

коррекционных

Музыка и движение.

СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР:




учитель
логопед
психолог

Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося

Задачи
Взаимодействие
специалистов и
семьи в ходе
разработки и
реализации СИПР.

Мероприятия






Повышение
осведомленности
родителей об
особенностях
развития и
специфических
образовательных
потребностях
ребенка.
Психологическая
поддержка семьи.

Организация
участия родителей
во внеурочной
деятельности.



обсуждение специалистами
совместно с родителями
содержания обучения и
воспитания ребенка, вносимого
в СИПР
посещение родителями
уроков/занятий
информирование электронными
средствами
личные встречи, беседы
домашнее визитирование

Отчет о проведении
сентябрь

в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года
в течение учебного года

индивидуальные консультации
родителей со специалистами (раз
в четверть и по запросу
родителей)



индивидуальные консультации с
психологом (по запросу
родителей)

в течение учебного года



привлечение родителей к
планированию, разработке и
реализации мероприятий;
привлечение родителей к
решению вопросов, связанных с
управлением образовательной
организацией (МБОУ КГО
«Лицей № 1»)

в течение учебного года



Необходимые технические средства и дидактические материалы


Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
сенсорные панели, наборы аромобаночек.







Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары), звучащие предметы для
встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
вставления (стаканчики одинаковой величины, крупные и мелкие шарики, пробки).
Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера,
маты, кегли, шариковый бассейн, подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.
Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны,
желуди, шишки).
Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас), музыкальный центр,
аудиозаписи.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни самостоятельности при выполнении задания

Условные
обозначения

- не выполняет действия

-

- выполняет действие со значительной физической
помощью

зп

- выполняет действие с частичной физической помощью

чп

- выполняет действие самостоятельно, но допускает ошибки

со

- выполняет действие самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия
- негативная реакция

-

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

+

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов
освоения СИПР. Промежуточная (итоговая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребѐнка по итогам учебного
года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика
развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение
последних двух недель учебного года путѐм наблюдения за выполнением обучающимся
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий (см.
таблицу). В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует
оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Человек»
(на первое полугодие)

Количество часов в неделю – 2. Количество часов в год – 68.

№ п/п
1 - 10
11 - 20
21 - 30
31 - 34

Название раздела. Тема урока.
Гигиена тела. Душ. Чистка зубов.
Самообслуживание. Еда с помощью ложки.
Обращение с одеждой. Одевание на прогулку.
Гигиена тела. Подстригание ногтей. Стрижка волос.

Количество часов
(примерное)
10
10
10
4

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Музыка и движение»
(на первое полугодие)
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год – 68

№ п/п

Тема урока

1-2

Русский хоровод. Русская народная песня «Мы пойдѐм
гулять».
Оркестр русских народных инструментов. Звучание
народных музыкальных инструментов в сказке «По
щучьему веленью».
Музыкальный инструментальный симфонический оркестр.
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Музыка и кино.
Музыка и театр.
Сказка в музыке П. И. Чайковского. Музыка из балета
«Спящая красавица».
Музыка «лѐгкая» и «серьѐзная». Эстрадный жанр.
Авторская песня.
Музыка Л. В. Бетховена.
Музыка В. А. Моцарта.
Музыка И. С. Баха.
Классика в современной музыке.
Музыкальный калейдоскоп.

3-4

5-6
7-8
9 - 10
11 - 14
15 - 16
17 - 20
21 - 23
24 - 25
26 - 27
28 - 29
30 - 32
33 -34

Количество
часов
(примерное)
2
2

2
2
2
4
2
4
3
2
2
2
2
2

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
Количество часов в неделю – 2. Количество часов в год – 68.
№ п\п

Тема урока

Количество часов

(примерное)
1-15

Формирование адекватной реакции на прогулку на
свежем воздухе.

15

16-20

Формирование адекватной реакции на запахи
продуктов питания.

5

21-30

Формирование адекватной реакции на парфюмерные
запахи (мыло, гель для душа, шампунь, крем для рук
и лица, зубная паста).

10

31-40

Формирование адекватной реакции на продукты,
различные по вкусовым качествам: солѐный, кислый,
горький.

10

41-55

Формирование адекватной реакции на звуки улицы.

15

56-60

Упражнение в локализации неподвижного источника
звука, расположенного на уровне уха (плеча)
поворотом головы.

5

60-68

Упражнение в локализации неподвижного удалѐнного
источника звука поворотом головы.

9

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
Количество часов в неделю – 2. Количество часов в год – 68.
№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1-4

Упражнение в сминании материала.

4

5-8

Упражнение в разрывании материала.

4

9-10

Упражнение в размазывании материала.

2

11-16

Упражнение в разминании материала.

6

17-21

Упражнение в погружении рук в воду.

5

22-27

Упражнение в погружении рук в сыпучие материалы.

6

28-32

Упражнение в захватывании, удерживании, опускании
предмета.

5

33-37

Встряхивание предмета, издающего звук.

5

38-43

Упражнение в толкании предмета от себя.

6

44-49

Упражнение в притягивании предмета к себе.

6

50-55

Упражнение в нажимании на предмет кистью руки.

6

56-63

Упражнение в нажимание на предмет пальцем.

8

64-68

Упражнение в сжимание предмета двумя руками.

5

Учитель МБОУ «Лицей №1» ___________ /Е.Б.Мушкова/.
Согласовано с родителями /законными представителями/ ___________ /В.В. Валейская/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(81459) 7-17-78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».