Рабочая программа Речевая практика

Mygr,rqfirrrubnoe 6ro,qxeruoe o6rqeo6pasoBareJrBuoe ylpexAeHlre
KocrorrryrurcKoro ropoAcKoro oKpyra 

([IPI4[UITO)
pemeHr,reM neAaxoruqecKoro coBeTa

[-*"i[x6;;

Ilporoxon Ne 10
26 anrycra2020

Y 

:;?\
\ J ,4...
,"J.)... H-4".*i

{,gM$$
Pa6o.ras rporpaMMa

yqe6noro npeAMera (PetreBiur rrparcrrrKa)
aAarrrr.rpoBaHHofi o6uleo6pa3oBaTeJrbHofi uporpaMMbr
HaqaJrbHor0 o6IIIer0 o6pasonanur

Paspa6orana )nrrtreneM :
Oarznoft -f,nofi Butaruesuofi

Kocrouvrrua2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе
нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 29 от 10. 07. 2015;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «Лицей №
1»;
 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования на текущий год;
 Учебный план АООП УО МБОУ КГО «Лицей № 1» (вариант 1);
 Устав
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Костомукшского городского округа «Лицей № 1»

Общая характеристика учебного предмета
Введение для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Речевая
практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых
обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет
включение детей в разнообразные формы коммуникации. Коммуникация и общение –
неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения
развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с
окружающими. Так, физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование
экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного
аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих
нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует
потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования
форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой
деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У
многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая)
речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно
затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование и развитие коммуникативных и речевых навыков
с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
 Расширение представлений об окружающей действительности;
 Коррекция и обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи;
 Формирование и развитие навыков связной речи, навыков устной коммуникации и
их применение в различных ситуациях общения;
 Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета;
 Воспитание культуры речевого общения.
Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует
формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта:
развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные
контакты.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуальнодифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий
доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В
целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены
задания, виды самостоятельных работ, учебно-игровой материал, коррекционноразвивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального
уровня.
Программа состоит из подразделов: «Аудирование и понимание речи», «Дикция и
выразительность речи», «Базовые формулы речевого общения», «Примерные темы
речевых ситуаций», «Общение и его значение в жизни», «Культура общения». На каждом
году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя несколько
подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по
каждому из них.
Основные виды работ: беседа, заучивание с голоса учителя коротких
стихотворений, загадок, скороговорок.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» включен в программу 1-4 классов.
Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать
обращенную к ним речь, умение слушать является межпредметным умением, уровень
сформированности которого определяет эффективность усвоения информации,
заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у
школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного
восприятия и понимания информации по любому предмету. В содержание работы по
развитию навыков аудирования включены упражнения на слушание и понимание речи,
записанной на аудионоситель. Это важное направление работы, в ходе которого дети
учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент (исключая
мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать
речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и т.д.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и
параллельно отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и
дикция» реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных
упражнений или сопровождает задания других разделов. Работа по совершенствованию
невербальных компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность

(эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация»,
«Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного
разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале
четверти, так и в течение еѐ. На этих уроках идет знакомство и тренировка в
использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой
ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений.
Ведущим является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания».
На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные
речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения.
 Подраздел «Дикция и выразительность речи» (1-4 классы) ориентирует учителя
на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности.
Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного
этапа в его структуре. В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить
слоги/слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются на практическом различении
интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи, в
использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные
средства, наряду с вербальной выразительностью, играют важную роль в общении,
привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
 В 3-4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Задача
курса – организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в
повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни
человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных
играх, в выполнении различных практических заданий. В результате ученики
осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации),
преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать
свои мысли, сообщая о той деятельности, которую выполняют в данный момент или
выполняли ранее.
 Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы
речевых ситуаций» (1-4 классы) определяются как ведущие в развитии собственно
устной разговорной речи. В содержание подразделов входит перечень базовых формул
речевого этикета и речевых ситуаций, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их
играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя
«проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты
речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство
речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их
подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки
уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также
отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания.
Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в
виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому
предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка:
умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к
собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен
подраздел «Культура общения» (1-4 классы). Его содержание предполагает организацию
специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими
языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности,
просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к
собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой
ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и
реализуются в пределах данного урока. Работа учащихся на уроках разговорной речи не
может оцениваться по традиционной 5-тибалльной системе в связи отрицательной
эмоциональной реакцией детей на низкую оценку речи. Для поощрения речевых
достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо-очень
хорошо-отлично» («усвоено/неусвоено»). При этом принимается во внимание не
конечный результат работы, а продвижение в речевых умениях на данный момент, тем
самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

Описание места учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и
речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана.
Учебный план по предмету «Речевая практика»
Класс

Количество учебных
недель

Количество часов
в неделю

1
2
3
4

33
34
34
34

0,5
0,5
1
1

Количество часов в
год
16,5
17
34
34
Всего: 101,5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Личностные результаты:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
• воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
• сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
• сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
• сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
• проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс)
Речевая практика
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-формулировка просьб и желаний с -понимание содержания небольших по объему
использованием
этикетных
слов
и сказок, рассказов и стихотворений; ответы на
выражений;
вопросы;
-участие в ролевых играх в соответствии с -понимание содержания детских радио- и
речевыми возможностями;
телепередач, ответы на вопросы учителя;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-выбор правильных средств интонации с опорой
- ответы на вопросы учителя по их
на образец речи учителя и анализ речевой
содержанию с опорой на иллюстративный
ситуации;
материал;
-активное участие в диалогах по темам речевых
-выразительное произнесение чистоговорок, ситуаций;
коротких стихотворений с опорой на
-высказывание своих просьб и желаний;
образец чтения учителя;
-выполнение речевых действий (приветствия,
-участие в беседах на темы, близкие
прощания, извинения и т. п.), используя
личному опыту ребенка;
соответствующие этикетные слова и выражения;
- ответы на вопросы учителя по содержанию -участие в коллективном составлении рассказа
прослушанных и/или просмотренных радио- или сказки по темам речевых ситуаций;
и телепередач.
-составление рассказов с опорой на картинный
или картинно- символический план.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о
выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение
(афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к
знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по
фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина
и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?».
Формулы «Это ...», «Познакомься пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от
адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до
свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или
остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)
еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение.
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником ...» и их развертывание с
помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе .», «Желаю Вам .», «Я
хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент.
Формулы «Мне очень нравится твой .», «Как хорошо ты .», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.

Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение
сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение
просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите пожалуйста.»,
«Можно попросить (позвать).»). Распространение этих формул с помощью приветствия.
Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к
близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...»,
«Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне .», «Можно я .».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но ...».
Благодарность.
Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за
поздравления и подарки («Спасибо . имя»), благодарность как ответная реакция на
выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и
тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение.
Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на
замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование
форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент.
Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как
красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в
секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.

Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности
В 1 классе дети учатся понимать и чѐтко выполнять речевые инструкции учителя,
взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и
адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в мини-диалогах, которые
знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на уроках необходимо создавать условия
для развития интонационной выразительности речи обучающихся, совершенствования их
лексики, грамматического строя речи, а также формировать простейшие умения в части
построения связного монологического высказывания.
Во 2 классе расширяются возможности понимания обучающимися обращѐнной
речи, в том числе за счѐт включения упражнений на прослушивание знакомой речи в
записи, совершенствуются диалогические умения школьников, много внимания уделяется
развитию у них умений участвовать в контекстном диалоге, составлять развѐрнутые
связные высказывания с опорой на план. Актуальными во 2 классе остаются задачи
развития интонационной и жестово-мимической выразительности.
Сохраняя направленность на развитие коммуникативных и речевых умений
обучающихся, учебники для 3 и 4 классов предлагают задания, рассчитанные на бóльшую
самостоятельность обучающихся, их совместную деятельность на уроке или внеклассном
занятии. Для реализации требований программного раздела «Общение и его значение в
жизни» работа над каждой темой начинается с обсуждения определѐнной проблемной
ситуации. Работа над решением поставленной проблемы поможет детям понять значение
речи и культуры общения.
В 4 классе, на последнем году начального обучения, наряду со специфической
задачей повышения самостоятельности школьников в речевом общении встаѐт задача
знакомства детей с простейшими законами организации текста, в том числе письменного
высказывания. Включѐнные в каждый учебник речевые ситуации (их тематика и
содержание работы над речевой ситуацией) являются примерными и могут быть
изменены учителем в зависимости от возможностей детей, их интересов, социального
статуса. При этом важно учитывать, что каждая речевая ситуация соотносится с одной из
программных лексических тем, работа с которыми будет продолжаться на следующих
годах обучения: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я
за порогом дома», «Я и мои товарищи», «Любимое занятие», «Я в мире природы», «Мы
писатели».
№

Наименование раздела

1

2

1 класс
«Я – дома»:
«Надо, надо умываться…»
«Помощники»
«Готовимся к празднику»
«Новогодние чудеса»
«Спокойной ночи!»
«Доброе утро!»
Весенние праздники
«Я и мои товарищи»
«Знакомство во дворе»
«Теремок»
«Заячья избушка»

Количество
часов
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1

3

«Петушок и бобовое зѐрнышко»
В магазине игрушек
«Я за порогом дома»
«Давайте знакомиться!»
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
Зимняя прогулка
День Победы

1
1
5
1
1
1
1
1
Всего: 17 ч.

2 класс
1

2

3

4

1

2
3

4

«Я дома»
Моя любимая игрушка
В воскресенье все дома
Мамин праздник
«Мойдодыр»
«Я и мои товарищи»
«Мои товарищи»
«Новогодняя сказка»
День рождения
«Играем в сказку»:
«Три поросѐнка»
«Красная Шапочка»
«Здравствуй, лето!»
«Я за порогом дома»
«Садитесь, пожалуйста!»
Где я живу
«Расскажи мне о школе»
«Поклонимся памяти героев»
«Я в мире природы»
Мир природы
«У меня есть щенок!»
3 класс
«Я за порогом дома»
«Снова в школу!»
«В библиотеке»
«На приѐме у врача»
«Отправляюсь в магазин»
«Я – зритель»
«Какая сегодня погода?»
«Я и мои товарищи»
«Мы собрались поиграть»
«Играем в сказку»:
«Лисичка со скалочкой»
«Сказки про Машу»
«Снегурочка»
«Новогодние поздравления»
«Весенние поздравления»
«Готовим подарок к празднику!»
«Поздравляем с Днѐм Победы!»
«Узнай меня!»
«Я в мире природы»
«Учимся понимать животных»

4
1
1
1
1
7
1
1
1
3

1
4
1
1
1
1
2
1
1
Всего: 17 ч.
8
1
2
2
3
3
3
20
3
6

2
3
2
2
2
3
3

Всего: 34 ч.
1

2

3

4

4 класс
«Я дома»
«У телевизора»
«Задушевный разговор»
«Приглашение»
«Я за порогом дома»
«Делимся новостями»
«Подскажите, пожалуйста…»
«Я – пассажир»
«Знаки - помощники»
«Я и мои товарищи»
«Я выбираю книгу»
Играем в сказку»:
«Петушок — Золотой гребешок»
«Сочиняем сказку»
«Лисичка-сестричка»
«Новогодние истории»
«Поздравляю!»
«Жду письма!»
«Извините меня…»
«Поздравительная открытка»
«Я в мире природы»
«В гостях у леса»
«Во саду ли, в огороде…»

5
2
1
2
7
1
2
2
2
17
2
6

2
2
2
1
2
5
3
2
Всего: 34 ч.

Количество часов, отведенных на изучение отдельно взятой темы урока, может
варьироваться учителем, исходя из индивидуальных психофизических возможностей
ребенка и степени тяжести дефекта.

Описание материально - технического обеспечения образовательной
деятельности

Учебно-методическое обеспечение:
Комарова С. В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / С. В. Комарова. – М.: Просвещение, 2017.
Учебники
1. Комарова С.В. Речевая практика. 1класс. М.: Просвещение, 2022.
2. Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс. М.: Просвещение, 2022.
3. Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. М.: Просвещение, 2022.
4. Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. М.: Просвещение, 2022.

Рабочие тетради
1. Комарова С.В, Головкина Т.М., Саакян С.В. Речевая практика. 1 класс. Рабочая тетрадь.
М.: Просвещение, 2022.
2. Комарова С.В, Головкина Т.М. Речевая практика. 2 класс. Рабочая тетрадь. М.:
Просвещение, 2022.
3. Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2022.
4. Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2022.
Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Речевые разминки
Игровые упражнения
Наглядные пособия: рисунки, игрушки, плакаты, открытки – поздравления, открытки –
приглашения, наборы сюжетных картинок, иллюстрации, ситуативные картинки.
Маски для театрализованных игр.
Портреты писателей и поэтов.
Настольные игры.
Русские народные сказки.
Сборник загадок
Мультфильмы.
Видеофильмы.
Технические средства обучения:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
Приложение 1

Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной
частью процесса обучения детей с ОВЗ.
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися
программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений,
воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль
играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание
в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником
осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и
предупреждение в дальнейшем.
Для оценки результативности изучения русского языка в школе
используются:




текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся;
тематический контроль знаний, заложенный в тематическом планировании
учителя;
годовой контроль знаний – контрольное списывание, контрольный диктант.

Текущий контроль успеваемости
1. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность, сроки проведения,
обязательные формы и их количество) с учѐтом особенностей психофизического развития

и возможностей детей с УО, рекомендаций ПМПК и ИПР для детей-инвалидов,
здоровьесберегающих технологий определяется учителем, ведущим учебный предмет при
планировании на учебный год.
2. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах (без выставления отметок
в первом классе и первом полугодии второго класса).
3. Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую) функцию. Эта
функция проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В
результате проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения
нового материала на определѐнном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени
сформированы те или иные знания, умения, навыки для усвоения последующей порции
учебного материала.
4. Целями текущего контроля успеваемости являются:





определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных на период
проверки тем и разделов учебных программ;
обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных
учащихся, доступного им объѐма программного материала, принятие
своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспеваемости
учащихся;
обеспечение оперативного управления учебным процессом.

Формы текущего контроля успеваемости: оценка устных ответов обучающегося,
самостоятельной, практической работ.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия
содержания, уровня и качества обучения учащихся по завершении определѐнного
временного промежутка (триместр, год) требованиям действующих АООП, степени и
полноты освоения программ детьми с УО в доступном для них объѐме знаний по годам
обучения.
Цели промежуточной аттестации:





определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков требованиям
АООП;
оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов обучения;
диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам АООП;
обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс.

Задачи промежуточной аттестации:






установление фактического уровня приобретѐнных ЗУН по предметам;
соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующих АООП с
учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, имеющих
различный уровень развития и реабилитационный потенциал;
контроль выполнения АООП, учебных планов в соответствии с календарным
учебным графиком;
формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей
индивидуальной образовательной траектории учащегося;
повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных
достижений учащегося.

Промежуточная аттестация проводится во 2-х (со второго полугодия) – 4-х классах в

конце каждой четверти и учебного года.
Критерии оценки
При оценке достижений умственно отсталых школьников по предмету «Речевая
практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной
динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать
т а к ую о ц е н к у, к о т о р а я б ы стимулировала активность второклассников в процессе
участия в речевых ситуациях. Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов.
Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично».
Деятельность школьников оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях.
Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней школьников, учителю важно
проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведѐт к
снижению активности. При обсуждении действий участников проигранного сюжета
отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые
недостатки. При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его
продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика
участвовать в коммуникации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(81459) 7-17-78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».