Mygr,rqfirrrubnoe 6ro,qxeruoe o6rqeo6pasoBareJrBuoe ylpexAeHlre KocrorrryrurcKoro ropoAcKoro oKpyra([IPI4[UITO) pemeHr,reM neAaxoruqecKoro coBeTa [-*"i[x6;; Ilporoxon Ne 10 26 anrycra2020 Y :;?\ \ J ,4... ,"J.)... H-4".*i {,gM$$ Pa6o.ras rporpaMMa yqe6noro npeAMera (PetreBiur rrparcrrrKa) aAarrrr.rpoBaHHofi o6uleo6pa3oBaTeJrbHofi uporpaMMbr HaqaJrbHor0 o6IIIer0 o6pasonanur Paspa6orana )nrrtreneM : Oarznoft -f,nofi Butaruesuofi Kocrouvrrua2020 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599; СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 29 от 10. 07. 2015; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «Лицей № 1»; Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий год; Учебный план АООП УО МБОУ КГО «Лицей № 1» (вариант 1); Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Лицей № 1» Общая характеристика учебного предмета Введение для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Так, физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения – формирование и развитие коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи: Расширение представлений об окружающей действительности; Коррекция и обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи; Формирование и развитие навыков связной речи, навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения; Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета; Воспитание культуры речевого общения. Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта: развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные контакты. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуальнодифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены задания, виды самостоятельных работ, учебно-игровой материал, коррекционноразвивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня. Программа состоит из подразделов: «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Базовые формулы речевого общения», «Примерные темы речевых ситуаций», «Общение и его значение в жизни», «Культура общения». На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Основные виды работ: беседа, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок. Подраздел «Аудирование и понимание речи» включен в программу 1-4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь, умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены упражнения на слушание и понимание речи, записанной на аудионоситель. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и т.д. Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и дикция» реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других разделов. Работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение еѐ. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Ведущим является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Подраздел «Дикция и выразительность речи» (1-4 классы) ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре. В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги/слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются на практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют важную роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации. В 3-4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Задача курса – организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую выполняют в данный момент или выполняли ранее. Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» (1-4 классы) определяются как ведущие в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов входит перечень базовых формул речевого этикета и речевых ситуаций, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения» (1-4 классы). Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-тибалльной системе в связи отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо-очень хорошо-отлично» («усвоено/неусвоено»). При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении. Описание места учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана. Учебный план по предмету «Речевая практика» Класс Количество учебных недель Количество часов в неделю 1 2 3 4 33 34 34 34 0,5 0,5 1 1 Количество часов в год 16,5 17 34 34 Всего: 101,5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» Личностные результаты: • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; • проявление готовности к самостоятельной жизни. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс) Речевая практика Минимальный уровень: Достаточный уровень: -формулировка просьб и желаний с -понимание содержания небольших по объему использованием этикетных слов и сказок, рассказов и стихотворений; ответы на выражений; вопросы; -участие в ролевых играх в соответствии с -понимание содержания детских радио- и речевыми возможностями; телепередач, ответы на вопросы учителя; -восприятие на слух сказок и рассказов; -выбор правильных средств интонации с опорой - ответы на вопросы учителя по их на образец речи учителя и анализ речевой содержанию с опорой на иллюстративный ситуации; материал; -активное участие в диалогах по темам речевых -выразительное произнесение чистоговорок, ситуаций; коротких стихотворений с опорой на -высказывание своих просьб и желаний; образец чтения учителя; -выполнение речевых действий (приветствия, -участие в беседах на темы, близкие прощания, извинения и т. п.), используя личному опыту ребенка; соответствующие этикетные слова и выражения; - ответы на вопросы учителя по содержанию -участие в коллективном составлении рассказа прослушанных и/или просмотренных радио- или сказки по темам речевых ситуаций; и телепередач. -составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Аудирование и понимание речи Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это ...», «Познакомься пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником ...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе .», «Желаю Вам .», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой .», «Как хорошо ты .», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите пожалуйста.», «Можно попросить (позвать).»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...», «Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне .», «Можно я .». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но ...». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо . имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности В 1 классе дети учатся понимать и чѐтко выполнять речевые инструкции учителя, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на уроках необходимо создавать условия для развития интонационной выразительности речи обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, а также формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания. Во 2 классе расширяются возможности понимания обучающимися обращѐнной речи, в том числе за счѐт включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи, совершенствуются диалогические умения школьников, много внимания уделяется развитию у них умений участвовать в контекстном диалоге, составлять развѐрнутые связные высказывания с опорой на план. Актуальными во 2 классе остаются задачи развития интонационной и жестово-мимической выразительности. Сохраняя направленность на развитие коммуникативных и речевых умений обучающихся, учебники для 3 и 4 классов предлагают задания, рассчитанные на бóльшую самостоятельность обучающихся, их совместную деятельность на уроке или внеклассном занятии. Для реализации требований программного раздела «Общение и его значение в жизни» работа над каждой темой начинается с обсуждения определѐнной проблемной ситуации. Работа над решением поставленной проблемы поможет детям понять значение речи и культуры общения. В 4 классе, на последнем году начального обучения, наряду со специфической задачей повышения самостоятельности школьников в речевом общении встаѐт задача знакомства детей с простейшими законами организации текста, в том числе письменного высказывания. Включѐнные в каждый учебник речевые ситуации (их тематика и содержание работы над речевой ситуацией) являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от возможностей детей, их интересов, социального статуса. При этом важно учитывать, что каждая речевая ситуация соотносится с одной из программных лексических тем, работа с которыми будет продолжаться на следующих годах обучения: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи», «Любимое занятие», «Я в мире природы», «Мы писатели». № Наименование раздела 1 2 1 класс «Я – дома»: «Надо, надо умываться…» «Помощники» «Готовимся к празднику» «Новогодние чудеса» «Спокойной ночи!» «Доброе утро!» Весенние праздники «Я и мои товарищи» «Знакомство во дворе» «Теремок» «Заячья избушка» Количество часов 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 3 «Петушок и бобовое зѐрнышко» В магазине игрушек «Я за порогом дома» «Давайте знакомиться!» Знакомство в гостях Покупка школьных принадлежностей Зимняя прогулка День Победы 1 1 5 1 1 1 1 1 Всего: 17 ч. 2 класс 1 2 3 4 1 2 3 4 «Я дома» Моя любимая игрушка В воскресенье все дома Мамин праздник «Мойдодыр» «Я и мои товарищи» «Мои товарищи» «Новогодняя сказка» День рождения «Играем в сказку»: «Три поросѐнка» «Красная Шапочка» «Здравствуй, лето!» «Я за порогом дома» «Садитесь, пожалуйста!» Где я живу «Расскажи мне о школе» «Поклонимся памяти героев» «Я в мире природы» Мир природы «У меня есть щенок!» 3 класс «Я за порогом дома» «Снова в школу!» «В библиотеке» «На приѐме у врача» «Отправляюсь в магазин» «Я – зритель» «Какая сегодня погода?» «Я и мои товарищи» «Мы собрались поиграть» «Играем в сказку»: «Лисичка со скалочкой» «Сказки про Машу» «Снегурочка» «Новогодние поздравления» «Весенние поздравления» «Готовим подарок к празднику!» «Поздравляем с Днѐм Победы!» «Узнай меня!» «Я в мире природы» «Учимся понимать животных» 4 1 1 1 1 7 1 1 1 3 1 4 1 1 1 1 2 1 1 Всего: 17 ч. 8 1 2 2 3 3 3 20 3 6 2 3 2 2 2 3 3 Всего: 34 ч. 1 2 3 4 4 класс «Я дома» «У телевизора» «Задушевный разговор» «Приглашение» «Я за порогом дома» «Делимся новостями» «Подскажите, пожалуйста…» «Я – пассажир» «Знаки - помощники» «Я и мои товарищи» «Я выбираю книгу» Играем в сказку»: «Петушок — Золотой гребешок» «Сочиняем сказку» «Лисичка-сестричка» «Новогодние истории» «Поздравляю!» «Жду письма!» «Извините меня…» «Поздравительная открытка» «Я в мире природы» «В гостях у леса» «Во саду ли, в огороде…» 5 2 1 2 7 1 2 2 2 17 2 6 2 2 2 1 2 5 3 2 Всего: 34 ч. Количество часов, отведенных на изучение отдельно взятой темы урока, может варьироваться учителем, исходя из индивидуальных психофизических возможностей ребенка и степени тяжести дефекта. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение: Комарова С. В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С. В. Комарова. – М.: Просвещение, 2017. Учебники 1. Комарова С.В. Речевая практика. 1класс. М.: Просвещение, 2022. 2. Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс. М.: Просвещение, 2022. 3. Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. М.: Просвещение, 2022. 4. Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. М.: Просвещение, 2022. Рабочие тетради 1. Комарова С.В, Головкина Т.М., Саакян С.В. Речевая практика. 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2022. 2. Комарова С.В, Головкина Т.М. Речевая практика. 2 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2022. 3. Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2022. 4. Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2022. Учебно-практическое оборудование: - раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр); - наборы предметных и сюжетных картинок; - книги (сказки). Речевые разминки Игровые упражнения Наглядные пособия: рисунки, игрушки, плакаты, открытки – поздравления, открытки – приглашения, наборы сюжетных картинок, иллюстрации, ситуативные картинки. Маски для театрализованных игр. Портреты писателей и поэтов. Настольные игры. Русские народные сказки. Сборник загадок Мультфильмы. Видеофильмы. Технические средства обучения: - компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска). Приложение 1 Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Для оценки результативности изучения русского языка в школе используются: текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся; тематический контроль знаний, заложенный в тематическом планировании учителя; годовой контроль знаний – контрольное списывание, контрольный диктант. Текущий контроль успеваемости 1. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность, сроки проведения, обязательные формы и их количество) с учѐтом особенностей психофизического развития и возможностей детей с УО, рекомендаций ПМПК и ИПР для детей-инвалидов, здоровьесберегающих технологий определяется учителем, ведущим учебный предмет при планировании на учебный год. 2. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах (без выставления отметок в первом классе и первом полугодии второго класса). 3. Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую) функцию. Эта функция проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В результате проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на определѐнном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения, навыки для усвоения последующей порции учебного материала. 4. Целями текущего контроля успеваемости являются: определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных на период проверки тем и разделов учебных программ; обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся, доступного им объѐма программного материала, принятие своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспеваемости учащихся; обеспечение оперативного управления учебным процессом. Формы текущего контроля успеваемости: оценка устных ответов обучающегося, самостоятельной, практической работ. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия содержания, уровня и качества обучения учащихся по завершении определѐнного временного промежутка (триместр, год) требованиям действующих АООП, степени и полноты освоения программ детьми с УО в доступном для них объѐме знаний по годам обучения. Цели промежуточной аттестации: определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков требованиям АООП; оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов обучения; диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам АООП; обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс. Задачи промежуточной аттестации: установление фактического уровня приобретѐнных ЗУН по предметам; соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующих АООП с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, имеющих различный уровень развития и реабилитационный потенциал; контроль выполнения АООП, учебных планов в соответствии с календарным учебным графиком; формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося; повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося. Промежуточная аттестация проводится во 2-х (со второго полугодия) – 4-х классах в конце каждой четверти и учебного года. Критерии оценки При оценке достижений умственно отсталых школьников по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать т а к ую о ц е н к у, к о т о р а я б ы стимулировала активность второклассников в процессе участия в речевых ситуациях. Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». Деятельность школьников оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях. Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней школьников, учителю важно проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведѐт к снижению активности. При обсуждении действий участников проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые недостатки. При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.