Myrr[qlrflaJrbrroe 6roAxerHoe o6qeo6pa3oBareJlbHoe rrpex,qeHr{e KocrouyKlrlcKoro ropoAcKoro oKpyra(IIPI4IIITO) $$f ox perrreHHeM neAarorEqecKoro coBeTa flpororonJ\b .il 10 w 26 anrycra2020 flpunas J\b 65/0 ot 05.09.2020 Pa6o.raf, nporpaMMa )rqe6Horo npeAMera (On3rqecKa{ I(yJIbrypD) aA€lrrrrrpoBaHHofi o6rqeo6pa3oBareJlbnoft nporpaMMbl HaqaJrbHoro o6qer0 o6paeonanux Paspa6draua) {HTeneM: fycaponofi Enenofi I,Ieanosuofi Kocrouvrma2020 Пояснительная записка Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана на основе нормативноправовых документов и инструктивно-методических материалов: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599; СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 29 от 10. 07. 2015; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «Лицей № 1»; Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий год; Учебный план АООП УО МБОУ КГО «Лицей № 1» (вариант 1); Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Лицей № 1» Адаптированная основная образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в ОУ, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим образовательные потребности, возможности и особенности развития учащихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа по курсу «Физическая культура» разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на разностороннее развитие личности учащихся. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Цели программы: формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни; развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности; всестороннее развитие личности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в процессе приобщения их к физической культуре; расширение индивидуальных двигательных возможностей; социальная адаптация. Задачи программы: коррекция и компенсация нарушений физического развития; развитие двигательных возможностей в процессе обучения; формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре; укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности; формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает: обогащение чувственного опыта; коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; коррекционная направленность обучения; оптимистическая перспектива; комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психологофизиологических теорий. У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений. Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура» Планируемые личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты по курсу «Физическая культура» включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Данная программа предполагает 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Основным критерием предметных результатов является изменение результатов двигательных действий при сдаче тестов в конце учебного года. Планируемые предметные результаты Минимальный уровень: -представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; -выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; -знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; -выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; -представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; -ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; -знание правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях. Достаточный уровень: -практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; -самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); -выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; -подача и выполнение строевых команд, ведение подсчѐта при выполнении общеразвивающих упражнений. -совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; -знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; -знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; -знание и применение правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием в повседневной жизни; -соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Общая характеристика учебного предмета Структура программы «Физическая культура» предусматривает включение следующих разделов: Основы знаний по физической культуре. Легкая атлетика. Гимнастика. Подвижные игры и эстафеты. При разучивании подвижных игр и упражнений учитель многократно повторяет в сочетании с правильным показом на этапе обучения, а также периодические повторения в дальнейшем. При подборе игр, заданий и упражнении предпочтение отдается тем, которые можно разбить на ряд простых, элементарных движений, которые могут разучиваться автономно или в различных сочетаниях на этапе подготовки. Также предусмотрена возможность усложнение заданий по мере их усвоения. Практическая направленность реализуется через показ учителем. Уроки эмоциональны, что вызывает интерес к выполнению упражнений, чередуя их с играми. Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. При организации занятий физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии. В каждый раздел программы включены коррекционные игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений. Распределение учебного материала осуществляется линейно, что позволяет выстраивать учебный материал на одной линии и образовывать непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений. В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности: словесный (объяснение, указания, команда, убеждение); наглядный (демонстрация, наглядные пособия); разучивания нового материала (в целом и по частям); развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный); групповая, игровая, фронтальная, индивидуальная формы работы. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная область «Физическая культура» Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого 0,5 0,5 0,5 0,5 Количество 2 часов в неделю Количество часов в год 17 17 17 17 68 Содержание учебного предмета «Физическая культура» Содержание курса «Физическая культура» как учебного предмета отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. Учебный материал, в данных разделах, располагается «от простого к сложному» и в достаточной степени, представляют основы физического воспитания необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Знания о физической культуре: Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Осанка. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание. Из истории физической культуры. История развития физической культуры, и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Еѐ связь с природными географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Гимнастика: Теоретические сведения: Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики. Практический материал: Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 1 кг). Лазание вверх-вниз по гимнастической стенке. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (толкание мяча). Висы. В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки. Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), по наклонной скамейке. Ходьба по полу по начерченной линии. Элементы акробатических упражнений. Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны. Стойка на лопатках. Упражнения для развития пространственно - временной дифференцировки и точности движений. Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Лѐгкая атлетика: Теоретические сведения: Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств, средствами легкой атлетики. Практический материал: Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость до 30 метров. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину и высоту с шага. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из -за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание мяча с места в цель. Подвижные игры: Теоретические сведения: Элементарные сведения о поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу). Практический материал: «Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок». Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Салки маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики». Игры с бегом, прыжками, лазанием: «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «У медведя во бору», «Пусто место». Игры с построениями и перестроениями: «Становимся в шеренгу», «По местам», «Слушай сигнал», «Солдатики», «Кто быстрее из круга». Игры с бросанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?». Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № Раздел/ примерное кол-во часов п/ п 1 Знания о физической культуре Виды учебной деятельности Соблюдают правила техники безопасности на уроках физической культуры. Определяют состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Понимают значения физических упражнений на (7ч) 2 Гимнастика (21ч) 3 Лѐгкая атлетика (24ч) 4 Подвижные игры (16ч) формирование осанки. Осваивают приемы закаливания и оценивают свое состояние после закаливания. Имеют понятия об обморожениях. Имеют представление, как возникла физическая культура в Древнем мире. Пересказывают тексты по истории физической культуры. Имеют представление о понятии «физическая культура». Ориентируются в понятиях «Темп и «ритм», «режим дня» и «гигиена человека», «гимнастика». Имеют представление о понятии «физическая культура». Характеризуют роль и значение уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма. Осваивают технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивают универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявляют характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений. Соблюдают правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. Проявляют качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Описывают технику гимнастических упражнений на снарядах. Осваивают технику гимнастических упражнений на спортивных снарядах. Совершенствуют технику прыжка через скакалку. Осваивают технику перекатов, лазанья по канату, стойки на лопатках. Осваивают упражнения на гимнастической скамейке, лазанья по гимнастической стенке и перелезания с пролета на пролет разными способами. Описывают технику беговых упражнений. Выявляют характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. Осваивают технику бега различными способами. Осваивают универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Проявляют качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. Соблюдают правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений. Описывают технику прыжковых упражнений. Осваивают технику прыжковых упражнений. Выявляют характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Описывают технику бросков большого набивного мяча. Осваивают технику бросков большого мяча. Соблюдают правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча. Проявляют качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча. Описывают технику метания малого мяча. Различают разновидности беговых заданий. Соблюдают правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений, при метании мяча. Осваивают упражнения на матах, разминку с мешочками, перекаты вправо-влево, метание мяча на дальность, упражнения с массажными мячами, кувырок вперед, отжимание от пола, прыжок в длину с места, стойка на лопатках, мост, с гимнастическими палками Осваивают универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Осваивают универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Различают и выполняют строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!». Излагают правила и условия проведения подвижных игр. Осваивают двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействуют в группах в игре «Передача мяча в тоннеле», «Салки с домом», «Гуси – лебеди», «Жмурки», «Два Мороза», «Охотник и зайцы», «Колдунчики», «Непослушные стрелки часов», «Удочка», «Совушка», «Класс, смирно!», «Охотники и утки», «Правильный номер с мячом», «Горелки», «Волк во рву», «Кот и мыши», «Ловля обезьян», «Юла» «попрыгунчики-воробушки» Формы аттестации Текущий контроль успеваемости 1. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность, сроки проведения, обязательные формы и их количество) с учѐтом особенностей психофизического развития и возможностей детей с УО, рекомендаций ПМПК и ИПР для детей-инвалидов, здоровьесберегающих технологий определяется учителем, ведущим учебный предмет при планировании на учебный год. 2. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах (без выставления отметок в первом классе и первом полугодии второго класса). 3. Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую) функцию. Эта функция проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В результате проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на определѐнном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения, навыки для усвоения последующей порции учебного материала. 4. Целями текущего контроля успеваемости являются: определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных на период проверки тем и разделов учебных программ; обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся, доступного им объѐма программного материала, принятие своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспеваемости учащихся; обеспечение оперативного управления учебным процессом. Формы текущего контроля успеваемости: оценка устных ответов обучающегося, самостоятельной, практической работ. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия содержания, уровня и качества обучения учащихся по завершении определѐнного временного промежутка (четверть, год) требованиям действующих АООП, степени и полноты освоения программ детьми с УО в доступном для них объѐме знаний по годам обучения. Цели промежуточной аттестации: определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков требованиям АООП; оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов обучения; диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам АООП; обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс. Задачи промежуточной аттестации: установление фактического уровня приобретѐнных ЗУН по предметам; соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующих АООП с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, имеющих различный уровень развития и реабилитационный потенциал; контроль выполнения АООП, учебных планов в соответствии с календарным учебным графиком; формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося; повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося. Промежуточная аттестация проводится во 2-х (со второго полугодия) – 4-х классах в конце каждой четверти и учебного года. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» При выставлении оценки ученику учитывается физическое состояние учащегося. При оценке выполнения заданий принимаются во внимание следующие критерии: схема движения; правильность выполнения задания (упражнения); степень осознанности усвоения теоретического материала; знание порядка выполнения упражнения. Отметка «5» выставляется обучающемуся: учащийся правильно выполняет предложенное задание или упражнение; обнаруживает осознанное усвоение программного материала; практически владеет выполнением упражнения. теоретически допускает 1-2 ошибки при применении знаний на практике; умеет осмысленно выполнять упражнения программного материала; умеет рассказать и показать предложенный материал; допускает не более одной ошибки по содержанию и 1-2-х ошибок по качеству выполнения упражнений. Отметка «4» выставляется обучающемуся: учащийся правильно выполняет требования, установленные для оценки «5», но при этом не всегда правильно выполняет предложенное задание (упражнение). Может допустить 2-3 ошибки по технике выполнения упражнений, 2-3 ошибки в знании теоретического материала, правил; простые движения выполняет правильно, в сложных упражнениях умеет правильно использовать помощь учителя; допускает 2-3 ошибки при выполнении упражнения и 2-3 ошибки по содержанию теоретического материала. Отметка «3» выставляется обучающемуся: учащийся недостаточно усваивает учебный материал по изучаемой теме; допускает до 5 ошибок в ходе работы; допускает неточность в своих действиях, в выполнении упражнений; выполняет только простые упражнения; допускает не более 5 ошибок по технике движения. Отметка «2» не ставится. Материально-техническое обеспечение 1. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Просвещение» 2. Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе:1 - 4 классы. Пособие для учителя физкультуры. М.: Школьная пресса 3. Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. - Волгоград: «Учитель» 4. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры. -2-е издание, доработанное. М.: «Просвещение» 5. Стенка гимнастическая 6. Скамейка гимнастическая жесткая 7. Мат гимнастический 8. Скакалка детская 9. Обруч пластиковый детский 10. Мячи: набивные (1 кг, 3 кг), малый (мягкий). 11. Плакаты и наглядные пособия к урокам.