Рабочая программа Мир природы и человека

Myrrn$IIIaJIbIIOe 6IOIxCeTI{oe O6rqeo6pa3OBaTeJIEIIOe flpex(Aell1le

KocrolryrmcKoro ropoAcKoro oxpyra 

(fIPI4HIITO)
}'{blD

peItreHHeM neAarorl{qecKoro coBeTa

T.TI.

flpotoron J',1! i0
26 asrycra2020

05.09.2420

A_.sM$

Pa6oqat nporpaMMa

fre6Horo qpeAMera (Mup ilpLIpoAbI

pI

qeroBeKo)

aAarrrlrpoBaHHofi o6lqeo6pa3oBareJlbuofi nporpaMMbl
HasaJrbHoro

o6qem o6pasonanrax

Paspa6b'rana )rqureJreM

:

(Dannnofi .flnoft BnralEesHofi

Kocronryrma2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Мир природы и человека» составлена на
первый этап
обучения (начальная школа) для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основании следующих нормативно-правовых документов:
 ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования
и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря
2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного
Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №1993.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). /М.: Просвещение, 2018;
 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования на текущий год;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «Лицей №1»;
 Учебный план АООП УО МБОУ КГО «Лицей №1» (вариант 1);
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Задачи:
 Уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об
основных еѐ элементах;
 На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям
внешней среды;
 Выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
 Формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
 Конкретизировать понятийный аппарат, развивать аналитико-синтетическую деятельность
обучающихся на основе предоставляемого материала;
 Выработать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи;
 Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей
бережному отношению к природе.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
 осознание себя как гражданина России;
 формирование чувства гордости за свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нѐм, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявления сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный и здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:











представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями;
кормление зимующих птиц;
составление повествовательного и описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации.

Достаточный уровень:
















представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
развѐрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете
изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с
детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных решений учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач в объѐме программы.

Общая характеристика учебного предмета
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и даѐт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными
явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные
об особенностях познавательной деятельности, эмоционально- волевой регуляции, поведения младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который
выдвигает на первый план обеспечение:
 полисенсорности восприятия объектов;
 практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с предметами познания по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;


накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно познавательных задач. В совместной деятельности друг с другом в процессе решения
проблемных ситуаций;




закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации
знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой,
коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, мете человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами «Сезонные изменения», «Неживая
природа», «Живая природа» (в том числе человек), «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и
накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.

Количество часов в
неделю
Количество часов в
год

1 класс
0,5

2 класс
0,5

3 класс
0,5

4 класс
0,5

всего
2

17

17

17

17

68

Срок реализации настоящей программы рассчитан на первый этап обучения (начальная школа) на 4
учебных года.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения
Временные изменения:
 День, вечер, ночь, утро.
 Сутки, время суток.
 Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
 Время суток на циферблате часов.
 Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни.
 Неделя и месяц.
Времена года:




Осень. Зима. Весна. Лето.
Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека).
 Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.
 Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января.
 Календарь.
 Осень – начальная осень, середина осени, поздняя осень.
 Зима – начало, середина, конец зимы.
 Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна.
 Смена времѐн года.
 Значение солнечного тепла и света.
 Преемственность сезонных изменений.
 Взаимосвязь изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе:
 Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара,
мороз, замеры температуры); осадки (снег, дождь, иней, град); ветер (холодный – тѐплый,
направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое, тусклое, большое, маленькое, греет,
светит); облака (облака, тучи, гроза); состояние водоѐмов (ручьи, лужи, покрылись льдом, вода
тѐплая, холодная); почва (сухая, влажная, заморозки).
 Солнце и изменения в неживой и живой природе.
 Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года:
 Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
 Сбор листьев, плодов и семян.
 Ознакомление с названиями растений и животных.
 Раннецветущие, летние и осенние растения.
 Увядание и появление растений.
 Подкормка птиц.
 Весенний сбор веток для гнездования птиц.
 Сад, огород.
 Поле, лес в разное время года.
 Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года:
 Одежда людей в разное время года.
 Одевание на прогулку.
 Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
 Игры детей в разные сезоны года.
 Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
 Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звѐзды.
Воздух.
Земля: песок, глина, камни.
Почва.
Вода.
 Узнавание и называние объектов неживой природы.




Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид,
наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребѐнком), место в
природе, значение.
Элементарные сведения о Земле, как планете и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе
двигается Земля.

Живая природа
Растения
Растения культурные:
 Овощи.
 Фрукты.
 Ягоды.
 Арбуз, дыня, тыква.
 Зерновые культуры.
 Внешний вид.
 Место произрастания.
 Использование.
 Значение для жизни человека.
 Употребление в пищу.
Растения комнатные:
 Название.
 Внешнее строение (корень, стебель, лист).
 Уход.
Растения дикорастущие:
 Деревья.
 Кустарники.
 Травянистые растения.
 Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.
 Первичные представления о способах размножения.
 Развитие растения из семени на примере гороха или фасоли.
 Значение растений в природе.
 Охрана, использование человеком.
Грибы:
 Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные.
 Название.
 Место произрастания.
 Внешний вид.
 Значение в природе.
 Использование человеком.
Животные
Животные домашние:
 Звери. Птицы.
 Названия.
 Внешнее строение: части тела.
 Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
 Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.
 Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие:
 Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
 Названия.






Внешнее строение: названия частей тела.
Место обитания, питание, образ жизни.
Роль в природе.
Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования
(соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы:
 Наблюдения за жизнью живой природы.
 Уход за комнатными растениями.
 Посадка и уход за растением.
 Бережное отношение к дикорастущим растениям.
 Правила сбора урожая грибов и лесных ягод.
 Ознакомление с правилами ухода за домашними животными.
 Подкормка птиц зимой.
 Сбор веток в период гнездования.
 Ознакомление с видами помощи диким животным и т.п.
Человек
 Мальчик и девочка.
 Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности):
 Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
 Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши.
 Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание):
 Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).
 Гигиена рук (мытье).
 Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).
 Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
 Гигиена органов чувств.
 Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима
работы и отдыха.
 Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни:
 Гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка).
 Гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные
продукты, мясо, рыба).
 Режим сна, работы.
 Личная гигиена (умывание, приѐм ванны).
 Прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг:
 Личные вещи ребенка.
 Гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь.
 Вещи мальчиков и девочек.
 Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.),
книжный).
Правила поведения в магазине.
Зоопарк или краеведческий музей.
Почта.
Больница.
Поликлиника.

Аптека.
Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении.
Транспорт:
 Назначение.
 Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные
такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.
 Транспорт междугородний.
 Вокзалы и аэропорты.
 Правила поведения.
Наша Родина - Россия:
 Наш город.
 Населенные пункты.
 Столица.
 Флаг, Герб, Гимн России.
 Президент России.
 Наша национальность.
 Некоторые другие национальности.
 Национальные костюмы.
 Россия многонациональная страна.
 Праздники нашей страны.
 Достижения нашей страны в науке и искусстве.
 Великие люди страны или края.
 Деньги нашей страны.
 Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм:
 Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков.
 Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
 Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного,
проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим).
 Вызов врача из поликлиники.
 Случаи обращения в больницу.
 Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
 Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе:
 Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
 Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
 Правила поведение в лесу, на воде, в грозу.
 Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами.
 Признаки.
 Вызов скорой помощи по телефону.
 Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте:
 Правила поведения на улице.
 Движения по улице группой.
 Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице
(сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
 Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
 Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических
работ и опытов, с инвентарем для уборки класса.
 Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
 Телефоны первой помощи.
 Звонок по телефону экстренных служб.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс

1

2

3

Раздел. Примерное
количество часов
«Сезонные изменения»
- 4 ч.
«Неживая природа» - 4
ч.
«Живая природа» - 8 ч.
«Безопасное
поведение» - 1 ч

«Сезонные изменения»
- 4 ч.
«Неживая природа» - 3
ч.
«Живая природа» - 8 ч.
«Безопасное
поведение» - 2 ч
«Сезонные изменения»
- 4 ч.
«Неживая природа» - 3
ч.
«Живая природа» - 8 ч.
«Безопасное
поведение» - 2 ч

Виды деятельности
Обогащение и уточнение словаря.
Называние предметов.
Характеристика предметов по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных
признаков.
Простейшие обобщения предметов.
Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со
словесной инструкцией.
Участие в беседе.
Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного
высказывания.
Обогащение и уточнение словаря.
Называние предметов.
Характеристика предметов по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных
признаков.
Классификация предметов.
Обозначение групп предметов обобщающим словом.
Участие в беседе.
Правильные полные ответы на вопросы.
Обогащение и уточнение словаря.
Называние предметов и явлений, характеристика их по основным
свойствам.
Сравнение с другими предметами и явлениями.
Классификация предметов.
Участие в беседе.
Правильные, полные и отчѐтливые ответы на вопросы, умение
задавать вопросы.
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы
после наблюдения за ними и беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об
изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных
изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов.

4

Выражение пространственных и временных отношений между
конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
«Сезонные изменения» Обогащение и уточнение словаря.
- 4 ч.
Называние и характеристика предметов и явлений по их основным
«Неживая природа» - 3 свойствам.
ч.
Сравнение предметов.
«Живая природа» - 8 ч. Классификация предметов, установление элементарных
«Безопасное
зависимостей.
поведение»- 2ч.
Активное участие в беседе.
Описание предметов, явлений природы с использованием слов,
усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и
действиям.
Сравнение предметов и явлений между собой и с другими
предметами и явлениями.

Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности
1. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. 1-4 кл. Методические
рекомендации.
Пособие для учителя общеобразовательных организаций, реализующих АООП.
2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 1 класс. В
2 частях. Часть 1.
3. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 1 класс. В
2 частях. Часть 2.
4. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 2 класс. В
2 частях. Часть 1.
5. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 2 класс. В
2 частях. Часть 2.
6. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 3 класс. В
2 частях. Часть 1.
7. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 3 класс. В
2 частях. Часть 2.
8. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 4 класс. В
2 частях. Часть 1.
9. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. Учебник. 4 класс. В
2 частях. Часть 2.
10. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вариант 1.

Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса
обучения детей с ОВЗ.
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала,
диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной
работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью

учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так
как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок,
анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Для оценки результативности изучения русского языка в школе используются:




текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся;
тематический контроль знаний, заложенный в тематическом планировании учителя;
годовой контроль знаний – контрольное списывание, контрольный диктант.
Текущий контроль успеваемости










Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность, сроки проведения, обязательные
формы и их количество) с учѐтом особенностей психофизического развития и возможностей
детей с УО, рекомендаций ПМПК и ИПР для детей-инвалидов, здоровьесберегающих
технологий определяется учителем, ведущим учебный предмет при планировании на учебный
год.
Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах (без выставления отметок в первом
классе и первом полугодии второго класса).
Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую) функцию. Эта функция
проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В результате
проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на
определѐнном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные
знания, умения, навыки для усвоения последующей порции учебного материала.
Целями текущего контроля успеваемости являются:
определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных на период проверки тем
и разделов учебных программ;
обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся,
доступного им объѐма программного материала, принятие своевременных мер к устранению
этих пробелов, предупреждения неуспеваемости учащихся;
обеспечение оперативного управления учебным процессом.

Формы текущего контроля успеваемости: оценка устных ответов обучающегося, самостоятельной,
практической работ.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия содержания,
уровня и качества обучения учащихся по завершении определѐнного временного промежутка (четверть,
год) требованиям действующих АООП, степени и полноты освоения программ детьми с УО в
доступном для них объѐме знаний по годам обучения.
Цели промежуточной аттестации:





определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков требованиям АООП;
оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов обучения;
диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам АООП;
обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс.

Задачи промежуточной аттестации:



установление фактического уровня приобретѐнных ЗУН по предметам;
соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующих АООП с учѐтом
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, имеющих различный уровень
развития и реабилитационный потенциал;





контроль выполнения АООП, учебных планов в соответствии с календарным учебным
графиком;
формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей индивидуальной
образовательной траектории учащегося;
повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений
учащегося.

Промежуточная аттестация проводится во 2-х (со второго полугодия) – 4-х классах в конце каждой
четверти и учебного года.

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов
в реализации АООП УО
Оценку рекомендуется вводить со II полугодия 2 класса. Введение оценки в этот период
обусловлено тем, что у обучающихся уже сформированы элементарные навыки чтения, дети под
руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них
становится привычной.
Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: «3», «4», «5» (оценки 1, 2 не
выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с УО). Каждый педагог обязан
подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.
- «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- «хорошо» — от 51% до 65% заданий,
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Отметка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой
на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи,
умеет применять свои знания на практике.
Отметка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным
для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала,
неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Отметка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя,
частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается
фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на
практике.
Отметка «2» - применять нецелесообразно, поскольку обучающиеся с интеллектуальными
нарушениями обнаруживают в этом возрасте достаточно низкую мотивацию, которая может еще
больше пострадать при выставлении неудовлетворительной отметки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(81459) 7-17-78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».